Гравюры Гюстава Доре

Происхождение христианства

Место возникновения христианства

Согласно ортодоксальной традиции, христианство возникло в Палестине; его основатель — Иисус Христос якобы был прямым потомком иудейского царя Давида, а апостольская община в Иерусалиме долгое время представляла собой организационный и идеологический центр новой религии. Всё это оказалось неверным. Автор Откровения знает только семь малоазийских общин. Ранние послания Павла обращены не к палестинским христианам. Ни Тацит, ни Плиний также не упоминают о христианских общинах в Иудее. Другие ранние сочинения, как «Дидахе», послания Игнатия и Климента, также не говорят ни слова о палестинских христианах. Традиционная локализация первых христиан в Палестине была вызвана лишь стремлением согласовать жизнеописание мифического создателя религии с предсказаниями ветхозаветных пророков о мессии, который должен был происходить из царского рода и действовать в Иерусалиме.

Наиболее ранние известные нам общины христиан локализуются в Эфесе, Смирне, Пергаме, Тиатире, Сардах, Филадельфии и Лаодикее. Эти города, расположенные в западной части Малой Азии, были торговыми центрами и отличались смешанным населением. В местных иудейских общинах — синагогах, бурно переживавших перепетии Иудейской войны против Рима (66–73 гг.), были очень сильны антиримские настроения. Подавленные неотвратимым продвижением римских легионов в глубь Палестины и поражениями повстанцев, подвергавшиеся постоянным преследованиям, экзальтированные верующие всё более возлагали все свои надежды на вмешательство сил небесных, которым суждено уничтожить «блудницу вавилонскую» (Рим) вместе с прислуживающими ей царями и богачами и установить царство божье — небесный Иерусалим. В качестве такой небесной, космической силы в Откровении изображается Иисус, который держит в деснице семь звёзд, из уст его выходит обоюдоострый меч, а очи его как пламень огненный (I, 14–16). Этот Иисус, агнец закланный, имеющий семь рогов и семь очей, а также другие персонажи, упоминаемые в Откровении, не имеют ничего общего, кроме имени, с евангельским богочеловеком.

Христианство

Социально-экономические предпосылки христианства

Идеологические предпосылки христианства

Иудейские корни христианства

Основные особенности раннего христианства

Датировка источников по раннему христианству

Светские источники о раннем христианстве

Лукиан о христианах

«Правдивое слово» Цельса

Место возникновения христианства

Состав и организация раннехристианских общин

Разрыв с иудаизмом

Отношение к рабству и к римским властям

Облик Иисуса

Создание новозаветного канона и социальная программа евангелий

Предпосылки возникновения церкви

Начало епископата

Ранние ереси

Римская империя в III в.

Численность христиан в III в.

Римская христианская община

Гонения III в.

Превращение христианства в господствующую религию