Гравюры Гюстава Доре

Гносеологические корни первобытной религии

Но питекантроп и синантроп, жившие задолго до возникновения религии, безусловно были более беспомощны перед силами природы, чем неандерталец и кроманьонец, однако религиозные представления у них не появились. Чем это объясняется? Дело в том, что одного бессилия человека в борьбе с природой недостаточно для появления религиозных представлений. Религия имеет также гносеологические (познавательные) корни. В.И.Ленин в «Философских тетрадях» отметил способность человеческого ума рождать всевозможные фантастические представления, в том числе и религиозные: «Подход ума (человека) к отдельной вещи, снятие слепка (=понятия) с неё не есть простой, непосредственный, зеркально-мёртвый акт, а сложный, раздвоенный, зигзагообразный, включающий в себя возможность отлёта фантазии от жизни; мало того: возможность  п р е в р а щ е н и я  (и притом незаметного, несознаваемого человеком превращения) абстрактного понятия, идею в фантазию (в последнем счёте = бога)». Эта возможность при наличии определённых социальных корней приводит к действительному развитию религии. В.И.Ленин, рассматривая гносеологические корни религии, говорил, что религия «не беспочвенна, она есть  п у с т о ц в е т,  бесспорно, но пустоцвет, растущий на живом дереве, живого, плодотворного, истинного, могучего, всесильного, объективного, абсолютного человеческого познания».

Первобытный человек, приобретя определённый запас положительных знаний, многого ещё не мог понять. Неправильное понимание различных сторон действительности привело к тому, что человек в своём мышлении стал отделять свойство от сущности. Господствовавшие над человеком силы природы стали отражаться в его сознании в фантастической форме. Не каждое ложное, фантастическое представление является религиозным. Большинство своих заблуждений человечество преодолевает в процессе изменения и познания мира. Ложные, фантастические представления лишь тогда превращались в религиозные, когда человеческое сознание, не будучи в состоянии их опровергнуть, стало порождать несуществующий мир сверхестественных сил.

Происхождение религии

Определение религии

Теории происхождения религии

Безрелигиозный период в истории человечества

Возникновение религии

Религиозные представления у кроманьонца

Социальные корни первобытной религии

Гносеологические корни первобытной религии

Ранние формы религии

Тотемизм

Анимизм

Возникновение веры в загробную жизнь

Магия

Производственная магия

Вредоносная магия

Лечебная магия

Одушевление природы

Религия и возникновение классового неравенства

Возникновение веры в бога

Возникновение единобожия

Первобытная религия и современные религии

Роль и место религии в жизни первобытного общества