Гравюры Гюстава Доре

Обрядовая сторона индуизма

В современной Индии религия всё ещё оказывает сильное влияние на общественную жизнь народа. Тысячи больших и малых храмов, не говоря уже о бесчисленных часовнях и алтарях, рассеяны по всей стране. Некоторые из них особенно славятся своей святостью и чудодейственной силой. Таковы храмы Бенареса, Пури, Насика, Мадуры и некоторые другие. Кроме храмов имеется множество священных мест, рек и предметов. Из рек самой священной считается Ганга (Ганг).

В храмах стоят изваяния божеств, на алтарях горит огонь, курятся благовония и благоухают цветы. Цветы, пожалуй, самая распространённая форма жертвоприношений, но в жертву приносятся также фрукты, овощи, а иногда и животные. В храмах богини Кали, например, приносят в жертву козлёнка, которому на особом месте во дворе храма специальным мечом отрубают голову. В храмах Южной Индии в особо торжественных случаях закалывают чёрного буйвола. Принеся в жертву богу кровь, правоверные индусы, даже вегетарианцы, поедают мясо жертвенного животного.

В Индии почитают не только самих богов, но и отдельные атрибуты их. Так, в некоторых храмах поклоняются изваянию священного быка, который считается ездовым животным бога Шивы.

В народе широко распространена также вера в добрых и злых духов, в наваждения, в хорошие и дурные приметы, в сглазы и оговоры. Многие животные считаются священными, особенно корова, а также обезьяна, а где-то — змея и др. Убийство коровы, например, считается тягчайшим преступлением. В честь священных животных также возводят храмы и совершают жертвоприношения.

Посредниками между молящимися и безгласными изваяниями богов выступают жрецы. Они убеждают верующих, что только при их посредстве жертва достигает своего назначения. Содержание храмов и особенно жречества ложится тяжёлым бременем на индийское население. Корысть и вымогательства жрецов вошли в поговорку.

Пожалуй, из всех священных мест Индии самым древним и наиболее почитаемым является Бенарес (Варанаси — букв. «между двух рек»). В нём и теперь насчитывается около полутора тысяч храмов. Стоит он на высоком левом берегу священной Ганги. С берега к реке спускаются многочисленные каменные лестницы. Это так называемые гхаты — места священных купаний. Тысячи паломников со всех сторон стекаются ежедневно в Бенарес, чтобы омыться в священной воде, вдоволь напиться её, очиститься таким образом от грехов, исцелиться от болезней, набрать в кувшин эту воду и унести за сотни километров, чтобы там врачевать ею других, которым не довелось побывать на Ганге.

Здесь же на берегу Ганги на особых площадках дымят погребальные костры (индусы не хоронят умерших, а сжигают их на кострах). Завидной считается доля того, кто после смерти будет сожжён на берегах священной реки, особенно на гхатах Бенареса.

Правоверный индус ежедневно совершает моления у домашнего алтаря или просто перед изображением божества. Только мужчины могут совершать похоронные и поминальные обряды; только их молитва и жертва якобы достигают своего назначения и обеспечивают предкам благополучный ход посмертных перевоплощений. Дочь лишена права на совершение всех этих обрядов. Вот почему всякий индус мечтает иметь сына.

Индуизм

Ведическая религия

Брахманизм

Основные догматы индуизма

Индуизм и касты

Обрядовая сторона индуизма

Современное положение индуизма