Гравюры Гюстава Доре

Происхождение ислама

Социально-экономические и идеологические предпосылки ислама

К VII в. в Аравии первобытнообщинный строй кочевых и оседлых племён подвергался всё большему разложению. В каждом арабском племени уже появился господствующий слой, или господствующая верхушка, из которой выделялись предводители (шейхи) племён. Появление рабства и обеднение многих рядовых кочевников-скотоводов породили социальные противоречия, которые в свою очередь вызвали первые вспышки классовой борьбы в арабских племенах.

Для подавления активного протеста народных масс требовалось создать грозного и карающего бога, который угрожал бы наказаниями непослушным и строптивым людям не только в здешней, но и в выдуманной, загробной жизни. Почитание племенных и местных божеств, грубо вытесанные каменные идолы которых стояли в оазисах и в населённых пунктах, уже не соответствовало интересам образовывавшегося господствующего класса. Новая религия должна была быть одной из форм единобожия, так как в Аравии происходило объединение племён в большие союзы племён.

Первыми арабскими единобожниками были ханифы. Так называли людей, которые выступали против многобожия, выражавшегося в культах различных племенных и местных божеств, и призывали поклоняться единому богу — рахману (милостивому). На учении ханифов сказывалось влияние христианства и иудейства, которые к тому времени уже получили некоторое распространение в племенах Северной и Западной Аравии.

Ханифизм как вероучение был предшественником ислама. Эта новая религия возникла в области Хиджас (Западная Аравия), в городе Мекке. В этой области разложение первобытнообщинных отношений достигло наибольшего развития по сравнению с другими областями Аравии. Племя курейш, составлявшее основное население Мекки, получало основные источники существования от караванной торговли с соседними странами и от обмена с бедуинскими (кочевыми скотоводческими) племенами. Власть в Мекке находилась в руках господствующей верхушки этого племени, состоявшей из крупных купцов и ростовщиков.

Торговая Мекка была также важным религиозным пунктом. В центре города стоял древний храм Кааба («куб») — четырёхугольное здание с плоской крышей. К этому храму (в котором по преданию находились идолы) ежегодно приходили паломники из племён, зависимых от Мекки. Они выполняли предписанные обычаем религиозные обряды, приносили домашних животных в жертву идолам, прикасались к «чёрному камню», являвшемуся одним из наиболее популярных фетишей. Культ Каабы был тесно связан с торговлей: в священные месяцы паломничества в окрестностях Мекки бывали оживлённые ярмарки, на которых хиджазские бедуины обменивали продукты своего скотоводческого хозяйства и охоты на ремесленные изделия, привезённые курейшитами из соседних цивилизованных стран.

В связи с образованием классового общества в Аравии среди местных племён нарастал экономический и социальный кризис, отражением которого было возникновение ислама, призванного оправдать социальное и экономическое неравенство и устанавливавшийся эксплуататорский строй. Покорность (по-арабски «ислам») единому богу — аллаху явилась основным требованием новой религии. Последователи этого вероучения стали называться «муслимами», или «мусульманами», т.е. «покорными».

Ислам

Социально-экономические и идеологические предпосылки ислама

Полулегендарный образ основателя ислама Мухаммеда

Характер раннего ислама

Борьба за установление ислама

Распространение ислама

Сунна

Мусульманское богословие

Мутазилиты

Калам