Гравюры Гюстава Доре

Талмудический иудаизм

Талмуд

Устные толкования библейских положений впервые были собраны и отредактированы в 210 г. Иегудой га-наси. В виде 63 трактатов они вошли в так называемую Мишну (Повторение закона). Вскоре после своего появления Мишна сама стала предметом толкований. Этим занялись амораи (разъяснители) в Палестине и Вавилонии. Объяснение Мишны называется Гемарой. Палестинская Гемара в соединении с Мишной получила название Талмуда Иерушалми (III в.), а вавилонская — Талмуда Бавли (V в.). Среди религиозных евреев наиболее распространён и наиболее авторитетен Талмуд Бавли. Таким образом, Талмуд как иудейский религиозно-литературный памятник обязан своим происхождением не одному лицу, а многим, которые к тому же жили в разное время и в разных местах. Однако во всех предписаниях и поучениях этого огромного по объёму сборника (2947 листов или 5894 страницы) довольно чётко выступает стремление его составителей во что бы то ни стало сохранить иудаизм, приспосабливая его к отмирающим общественным отношениям рабовладельческой формации и нарождающимя отношениям феодализма.

Талмуд содержит в себе правовые нормы, религиозные предписания, законы, касающиеся судопроизводства уголовных и гражданских дел, богословские рассуждения по культу и догматике, этические нормы, примитивные сведения по математике, астрономии, естествознанию, медицине, истории, сказки и легенды, притчи, пословицы, басни, мифы и т.п. Весь этот громадный и разнообразный материал расположен крайне беспорядочно, а форма изложения отличается бессистемностью.

Идеологи иудаизма стремились создать всеохватывающий кодекс, который стоял бы на страже интересов господствующих классов — светской и духовной аристократии. Талмуд твердит о вечности и справедливости общественного неравенства, при помощи разного рода притч, пословиц и сказок внедряет в сознание народных масс религиозную идею о полной зависимости человека от бога. Авторы Талмуда внушают верующим покорность и терпение, не позволяя угнетённым массам подняться на борьбу против гнёта и эксплуатации. В Талмуде нашло отражение не только мировоззрение господствующих классов еврейского населения, но и персов, вавилонян и других народов, в общении с которыми находились евреи.

Представления Талмуда о боге, рае и аде, о сотворении мира и человека, о наградах и наказаниях суть фантастические образы реальной, земной жизни людей. Разработанная в Талмуде ангелология и демонология отражает иерархическую лестницу феодальных общественных отношений.

Представляя мир как иерархическое целое, возглавляемое богом и существа которого в зависимости от степени совершенства находятся в незыблемом соотношении и вечном соподчинении, талмудисты проповедуют косность, застой и неизменяемость мира, призывая людей мириться с эксплуатацией и гнётом.

Отвергая науку и философию, Талмуд преподносит наивные и искажённые сведения о природе и человеке. Талмудисты защищают антинаучную библейскую легенду о сотворении мира из ничего в течение шести дней и о создании человека из праха в течение нескольких часов. «Каким образом создан Адам?» — спрашивает рабби Натан. Ответ гласит: «В первый час был создан прах, во второй час был создан его образ, в третий — сделан голем (остов), в четвёртый — связаны члены его, в пятый — раскрылись его отверстия, в шестой — дана ему душа, в седьмой — он стал на ноги, в восьмой — ему дана Ева, в девятый — он введён в рай, в десятый — он получил заповедь, в одиннадцатый — согрешил, а в двенадцатый — он изгнан и ушёл» (трактат Абот рабби Натана, 1, 5–6). Эта религиозная история о происхождении человека не только ничего общего не имеет с наукой, но её нельзя, как это пытаются сделать современные богословы, примирить с наукой. Наука доказала длительный эволюционный процесс появления и становления человека. Приведённый рассказ талмудиста о создании человека, о его грехопадении и изгнании из рая не отличается от подобных сказок, бытующих среди многих народов седой старины.

Талмуд исполнен презрения к человеку, как к «праху земному». «Только тот,— говорил рабби Элханон,— вполне утвердит слова учения, кто станет при этом рассматривать себя как ничто» (Сота, 21б). Воспитывая в человеке сознание своего ничтожества перед богом, талмудисты запугивают людей адом и вечными муками. На вечное счастье и блаженство в потустороннем мире может рассчитывать лишь «кроткий, смиренный, входящий нагнувшись и выходящий нагнувшись, занимающийся постоянно Торой» (Сангедрин, 88б).

Забитый, покорный, лишённый чувства достоинства, не желающий дерзать, познавать жизнь и бороться за её усовершенствование, скудоумный и хилый — вот идеал человека по Талмуду.

«Учёные» защитники иудаизма утверждают, что в иудейской религии надо выделить её ведущее начало, основные принципы, которые сводятся к этике. Иудейская религия, твердят они, совсем не религия, а этическая система, кодекс нравственности, пригодный для всех времён и народов. В действительности же этика Талмуда — эта этика рабовладельцев, нравственность Талмуда — нравственность эксплуататоров.

Этика Талмуда отстаивает основную религиозную идею о бренности земной жизни, о том, что она дана человеку лишь для того, чтобы приготовить себя к будущей потусторонней жизни на небесах.

Заповеди «возлюби ближнего», «не убивай» и др. толковались создателями Талмуда в интересах эксплуататоров. Религиозная этика, призывая трудящегося быть покорным рабом, превозносит угнетателя, которому якобы сам бог дал право господствовать над другими людьми.

Талмуд проповедует бесприкословное подчинение царю и его приближённым. Рабби Ханина, наместник первосвященника, говорит: «Молись за благополучие верховной власти, ибо, если не страх перед нею, люди живьём поглотили бы друг друга» (Абот, III, 2). Рабби Иудан сказал: «Кто поступает дерзко по отношению в царской особе, тот поступает дерзко как бы против самого бога» (Берешит-раба, 94). «Царь,— проповедует талмудист,— это тень бога на земле, которая безразлично осеняет богатых и бедных. Кто не исполняет повелений царских, с того снимается защита божеской тени» (Млехет Махшевет, 96).

Через весь Талмуд красной нитью проходит проповедь о том, что бедность, страдания, болезни и всякие бедствия — на пользу людям. Турний Руфий спросил однажды рабби Акибу: «Если бог ваш любит бедных, то почему он не доставляет им пропитания?» Акиба ответил: «Это для того, чтобы мы милостыней спаслись от адских мук» (Баба Батра, 10а).

В течение веков Талмуд помогал богатым угнетать бедных, насаждал темноту и невежество среди еврейских народных масс.

Иудаизм

Библейский иудаизм

Возникновение иудаизма

Иудейский политеизм

Происхождение культа Яхве

Возникновение иудейского монотеизма

Жрецы и Тора

Миф о Моисее

Пророки

Мессианизм

Талмудический иудаизм

Синагога

Талмуд

Обряды и праздники талмудического иудаизма

Догматы раввинистического иудаизма

Каббала и мессианизм

Хасидизм

«Реформированный» иудаизм