Гравюры Гюстава Доре

Вредоносная магия

Одним из древнейших и наиболее распространённых видов магии является вредоносная магия. Её первоначальной основой была межплеменная и межродовая рознь. Члены чужих родов и, особенно, племён вызывали к себе настороженное, враждебное отношение, их считали способными причинить несчастье, болезнь, смерть. Объясняется это тем, что истинные причины болезни и смерти людям не всегда были ясны. Австралийцы, например, любую смерть, кроме смерти в бою, приписывали действию колдовства.

Для совершения обрядов вредоносной магии некоторые племена имели специальные приспособления. У австралийцев эту функцию выполнял так называемый костебой — костяная палочка, заострённая на одном конце и тупая на другом. К тупому концу костебоя привязывался шнурок. Австралийцы верили, что направленное на врага остриё высасывает кровь, которая через шнурок уходит из его тела. Туземцы испытывали ужас при виде костебоя, называя его костью смерти.

Обряды вредоносной магии часто совершались над изображением жертвы. Так, у племени аранда в случае побега жены муж чертил на земле её изображение и прокалывал его копьём, произнося соответствующие магические заклинания. Аналогичные обряды совершали индейцы Америки и многие другие племена.

Магический обряд считался особенно действенным, если его совершали над какими-либо предметами, бывшими в соприкосновении с жертвой: ногтями, волосами, одеждой, остатками еды и т.д. Племена Юго-Восточной Австралии, желая причинить вред своим врагам, старались достать принадлежащие им вещи и долгое время коптили их в дыму. Меланезийцы с той же целью бросали в огонь волосы или остатки еды намеченной жертвы. Считалось, что результатом подобного действия будет болезнь или смерть человека. Боязнью магии объясняется бережное отношение многих народов к своим ногтям, волосам, остатки еды и т.д. Интересные факты подобного отношения сообщает Н.Н.Миклухо-Маклай: когда ему для научных целей понадобилось собрать коллекцию папуасских волос, это удалось сделать с большим трудом. папуасы согласились отдать свои волосы лишь после того, как Миклухо-Маклай предложил им взамен свои собственные. Так же бережно папуасы относились к остаткам еды, из никогда не выбрасывали, а тщательно прятали или брали с собой.

Происхождение религии

Определение религии

Теории происхождения религии

Безрелигиозный период в истории человечества

Возникновение религии

Религиозные представления у кроманьонца

Социальные корни первобытной религии

Гносеологические корни первобытной религии

Ранние формы религии

Тотемизм

Анимизм

Возникновение веры в загробную жизнь

Магия

Производственная магия

Вредоносная магия

Лечебная магия

Одушевление природы

Религия и возникновение классового неравенства

Возникновение веры в бога

Возникновение единобожия

Первобытная религия и современные религии

Роль и место религии в жизни первобытного общества