Гравюры Гюстава Доре

Православие

Различие между православием и католичеством

Восточная ветвь христианства (православие) складывалось в своеобразной исторической обстановке восточной части Римской империи. Такие характерные особенности Византийской империи, как замедленный процесс феодализации, сильная деспотическая власть императора, крепкий и устойчивый государственный аппарат, наложили отпечаток и на содержание вероучения и на характер деятельности и форму церковного управления православного христианства.

В обстановке сильной императорской власти в Византии православная церковь играла служебную, подчинённую роль в государстве. Глава церкви константинопольский патриарх, которому был присвоен титул вселенского, не приобрёл такого влияния, как римский папа, как в отношении самой константинопольской церкви, так и в отношении церквей и государств, возникавших на Востоке после распада Византийской империи. В этих государствах создавались самостоятельные, независимые церкви. Поэтому православные церкви и сейчас не имеют единого всемирного центра (как католическая в лице папы римского и Ватикана). Константинопольский патриарх хотя и носит титул вселенского, но не обладает административно-церковной властью в отношении других православных церквей и является, в силу церковных традиций, лишь первым среди равных.

Строгий контроль со стороны монархического государства заставил православное духовенство смиренно отказаться от всяких догматических и обрядовых новшеств. Поэтому характерными чертами православия являются консерватизм и мистицизм, проявляющийся в вероучении, в обрядовой практике, в деятельности различных православных «святых» и т.д.

Сущность вероучения православия изложена в «Символе веры», принятом на Никейском (325 г.) и Царьградском, или Константинопольском (381 г.), вселенских соборах и дополненном постановлениями последующих соборов, кончая седьмым — Никейским (787 г.). После формального разделения церквей в 1054 г. основы православия неоднократно излагались в так называемых символических книгах, к числу которых относится «Пространный христианский катехизис» православной церкви.

Источниками вероучения православия являются священное писание (Ветхий и Новый завет) и священное предание (символы веры, постановления вселенских и поместных соборов, творения отцов церкви Афанасия и Василия Великих, Иоанна Златоуста, Григория Богослова и др.).

В основе православного вероучения лежит представление о непознаваемом разумом боге, едином по существу, но выступающем в трёх лицах: бог-отец (творец видимого и невидимого миров), бог-сын (Иисус Христос) и бог — дух святой, исходящий только от бога-отца.

Центральное место в православном вероучении занимает догмат о греховности всех людей и необходимости спасения путём выполнения обрядов и соблюдения определённых норм поведения. Православные церковники считают, что человек обладает свободой воли, которая и является причиной царящего на земле зла, и что верующий может заслужить царствие небесное лишь в том случае, если будет усердно, со слезами молиться, чтобы милосердный бог принял в заслугу его молитвы, пожертвования и другие добрые дела и даровал бы ему прощение грехов. Идеалом проповедников православия является мистик-богомолец, монах-аскет, истязающий свою плоть. Проповедь христианского аскетизма, отрешённости от земного мира — одна из наиболее характерных черт православия.

Для православия характерны тщательно разработанный культ и пышная обрядность для эмоционального воздействия на верующих.

Духовенство объявляется посредником между богом и верующими и носителем божественной благодати, передаваемой для спасения верующих в так называемых таинствах. Православная церковь признаёт семь таинств: крещение, миропомазание, причащение, покаяние, брак, священство и елеосвящение.

Таинства сопровождаются обрядами, в которых имеются некоторые различия у православных и католиков. Например, крещение у православных производится путём погружения в воду, у католиков путём обливания; миропомазание у православных совершается в младенческом возрасте сразу после крещения, у католиков по достижении 7-8 лет (обряд конфирмации); православные причащаются хлебом и вином, у католиков причащение хлебом и вином установлено только для духовенства, а простые верующие причащаются только хлебом. Есть и некоторые другие обрядовые различия.

Несмотря на некоторые различия в содержании вероучения, обрядах и формах церковного управления, социальная сущность православия и католичества одинакова. И православие, и католичество служили и служат господствующим классам, поддерживают и укрепляют общественный и политический строй, основанный на эксплуатации и угнетении, используя всё своё влияние, чтобы удержать в повиновении трудящиеся массы, обещая им вознаграждения «на том свете».

Христианство

Происхождение православия

Различие между православием и католичеством

Образование самостоятельных православных церквей