Гравюры Гюстава Доре

Протестантизм

Реформация и возникновение протестантизма

Реформация имеет свою предысторию. Революционная оппозиция феодализму со стороны народных масс и нарождающегося бюргерства проходит через всё средневековье, выступая то в виде мистики, то в виде ереси, то в виде вооружённого восстания. Генеральной репетицией Рефомации были антикатолическое гуситское учение, а также национально-освободительное, антикатолическое и антифеодальное движение таборитов во главе с последователем Яна Гуса (1369-1415 гг.) Яном Жижкой. В эпоху собственно Реформации многие положения Гуса были открыто восприняты Мартином Лютером, а продолжением народного движения таборитов стало движение анабаптистов.

В Реформации с самого начала существовало два крыла — бюргерское и крестьянско-плебейское, поэтому говорят о бюргерской и народной Реформации. В период Реформации борьба революционных сил против феодализма и католицизма сопровождалась борьбой внутри оппозиции между бюргерским и крестьянско-плебейским лагерями, сделками бюргерского лагеря с феодализмом за счёт народа, использованием в ряде случаев Реформации и её идей феодалами в своих интересах.

Мартин Лютер был одним из вдохновителей кровавого подавления великого крестьянского восстания 1524-1525 гг. в Германии и разгрома народной Реформации в лице анабаптистов. В начале крестьянской войны в памфлете «По поводу 12 тезисов» он объявил требования крестьян внушением дьявола. В памфлете «Против кровожадных и разбойничих шаек крестьян» Лютер призывал к беспощадному разгрому восставших. Первая религиозная работа другого основоположника Реформации — Кальвина была направлена против анабаптистов, а не против католической церкви. Кальвин сжёг на медленном огне испанского учёного Сервета, примыкавшего к анабаптистам и к рационалистическому протестантскому учению, известному под названиями унитаризма или социанизма.

Реформация выступала не против церкви и религии как таковых, а против феодальной, католической церкви, противопоставляя ей новую церковь, приспособленную к интересам буржуазии. То, что борющиеся партии выражали свои интересы даже в то время на языке священного писания, объясняется незрелостью общественного сознания, засильем религии, которая в XVI в. и отчасти в XVII в. оставалась преобладающей формой общественного сознания. Влияние светской культуры Возрождения было неглубоким, мировоззрением большинства оставалась религия. Революционным знаменем времени сделалось «чистое евангелие», некое «настоящее слово божие», которое надо было очистить от злостных искажений католицизма. Именно деятели Реформации перевели священное писание на народные языки, Библия впервые сделалась доступной для широких народных масс (До какой степени Библию скрывали от народа, показывает хотя бы тот факт, что М.Лютер впервые увидел её только в 20-летнем возрасте.), не замедливших увидеть в некоторых её положениях оправдание своей борьбы за социальное равенство.

Различая народную и бюргерскую Реформации, следует иметь в виду, что бюргерская Реформация всемерно стремилась восстановить пошатнувшееся благодаря циничной практике католицизма влияние религии в народе, возвысить веру и принизить разум. «Достоинство веры, — заявлял Лютер, — заключается в том, что она свёртывает шею разуму и душит зверя, который иначе мог бы задушить целый мир со всеми его творениями». «Разум, — говорил Лютер, — есть первая потаскуха дьявола», поэтому, «отказавшись от разума, мы приносим богу самую приемлемую жертву, которая может быть принесена». Бюргерский протестантизм подчёркивал бессилие человека перед миром, внушая людям чувство обречённости на вечные муки. Народная Реформация видела свой смысл в социальном прогрессе, народные массы понимали Реформацию не столько как религиозную, сколько как социальную реформу, осуществление вычитанного в Библии некоего «божественного права», восходящего к первоначальному христианству, она часто была религиозной только по форме, за которой скрывались рационалистические и даже атеистические идеи.

Главными протестантскими странами в Европе являются Германия, Швейцария, Дания, Швеция, Норвегия, Финляндия, Англия, Голландия, Чехия, Венгрия. С XVII в. начинается распространение протестантизма в североамериканских колониях европейских стран, куда, спасаясь от преследований, бежали представители самых разнообразных протестантских направлений. Протестантизм распространился со временем и в других колониях.

Христианство

Реформация и возникновение

Основные особенности

Основатель лютеранства М.Лютер

Организационное оформление лютеранства и его борьба с католицизмом

Особенности лютеранской церкви

Основные принципы вероучения и культа

Современное состояние лютеранства

Анабаптизм

История возникновения англиканской церкви

Основные особенности англиканства

Современное состояние англиканства

Основатель кальвинизма Ж.Кальвин

Теологическая система кальвинизма

Современное состояние кальвинизма

Квакеры

Методизм

«Христианская наука»

Идеология современного протестантизма