Падший Ангел в Мадриде
Самый известная скульптура Падшему Ангелу установлена в мадридском парке Рэтиро, она уникальна по своей необычайной красоте и выразительности. Скульптуру «El Angel Caido» (Падший Ангел) изваял Рикардо Бельвера. Безусловно, Бельверу вдохновила поэма Мильтона «Потерянный рай» и иллюстрации Гюстава Доре к ней, выполненные в 1865 году.
«El Angel Caido» вместе с пьедесталом (работа Франциска Хареньо) — центральная часть фонтана с широким бассейном. Работа выполнена в граните, бронзе и камне. В 1879 году эта статуя получила премию на Всемирной выставке в Париже.
В путеводителях по Мадриду часто говорится, что это единственный в мире памятник Падшему Ангелу. На самом деле, так и есть. Таких шикарных скульптур больше нет, а есть просто статуи Люциферу.
Статуи Люцифера
В соборе святого Павла в Льеже с 1848 года (о да, эпоха романтизма) стоит (вернее сидит) сатана работы бельгийского скульптора Гийома Гифса (Guillaume Geefs):
Называется скульптура Le genie du mal (Гений зла). Гений зла снял корону и чешет репу, будто задумавшись: «Так, где ж я накосячил-то?». В том, что он накосячил, сомнений нет: нога прикована к камню — явный результат серьёзного просчёта.
До этой скульптуры в кафедральном соборе Льежа стояла другая, того же скульптора и с таким же названием. Вот такая:
Шесть лет этот Люцифер украшал собой собор, но постепенно стали поговаривать, что слишком уж он прекрасен для падшего ангела, многие прихожанки, мол, после посещения собора мучаются эротическими снами с ацким сотоной в главной роли, и в конце концов Гифсу заказали такого же, только с перламутровыми пуговицами — со страшными ногтями на ногах, суровым лицом и прорезающимися сквозь волосы рожками. В качестве натурщика для новой статуи, правда, опять был выбран какой-то чрезвычайно хорошо сложенный чувак, так что, думаю, с эротическими снами у прихожанок и до сих пор всё в порядке.
В романтическую же эпоху родился «Люцифер» миланского скульптора Константино Корти. Мраморная скульптуная композиция Люцифер на деревянном основании, выполенном в форме базы и каннелированной колонны ионического ордера. Люцифер воплощен как прекрасный обнаженный юноша с большими крыльями за спиной, сидящий на скале. Люцифер (лат. Lucifer — «светоносный») — одно из имён Дьявола в позднем христианстве. У отцов церкви Люцифер, «сын зари» является обозначением Дьявола. Первое упоминание Люцифера встречается в Книге Исайи. Здесь Вавилонское царство сравнивается с падшим ангелом, благодаря чему читатель узнаёт историю о том, как один из ангелов возжелал власти, равной Богу, и был за это низвергнут с небес. Легенда о восстании и изгнании Люцифера в изложении еврейских и христианских писателей рисует Люцифера как главного в небесной иерархии, как выдающегося по красоте, силе и мудрости среди всех прочих созданий.
Скульптура — мрамор, резьра, ваяние, полировка, крепление. Постамент — дерево, резьба, тонировка. Размеры: общая высота 164 см, высота постамента 92 см, основание ~ 86х70 см, высота скульптуры 72 см; длина ~ 60 см. Подпись на скульптуре «Lucifero», автора скульптуры «С.Corti Mod …». Западная Европа, предположительно Италия, мастер К. Корти Мод, конец ХIХ — начало ХХ века.
Уже в середине XX века сваял пару своих Люциферов британский скульптор Джекоб Эпстайн (Jacob Epstein). «Архангел Люцифер» (создан в 1944-45 годах) стоит в художественной галерее Бирмингема:
Архангел Михаил побеждает Дьявола
«Победа архангела Михаила над дьяволом», лежит/висит на стене собора святого Михаила в Ковентри:
Похожая композиция в Гамбурге на церкви Святого Михаила:
Памятник в Минске возле костёла святых Симеона и Елены. Там сотона, правда, не байроновский юноша, а достаточно выразительный и злобный ящер, которого с понятным некоторым отвращением на лице поражает архангел Михаил:
Крушение самолёта (Accidente Aereo)
В Мадриде, кроме известной работы Бельвера, в 2005 году появилась скульптура, часто принимаемая прохожими за памятник дьяволу. Однако это не дьявол и даже не Икар. Эта работа скульптора Мигеля Анхеля Руиса называется «Крушение самолёта» (Accidente Aereo) и к сатане, по уверению авторa.
Памятник сатане в долине Мина
Самый, по-своему, почитаемый памятник сатане — это три каменных столба в долине Мина: Jamrat al-Ula, Jamrat al-Wusta и Jamrat al-’Aqaba. Мусульмане, совершающие паломничество в Мекку, по пути к Каабе останавливаются у этих столбов и кидают в них камни. Столбы символизируют Иблиса, шайтана. Бросая в них камни, правоверные будто бы побивают сатану. Мне здесь однако видится пара интересных фишек. Во-первых, обязательный ритуал бросания чего угодно в некие столбы ужасно напоминает жертвоприношение, во-вторых же — властям Саудовской Аравии так или иначе приходится содержать эти столбы в порядке, чинить там, штукатурить и т.п. И, таким образом, выходит, что власти самой мусульманской страны в мире символически ухаживают за дьяволом. Впрочем, сами они, наверняка, трактуют всё это иначе.
Ритуал строго регламентирован. Каждый паломник должен бросить по 21 камню в каждый из трёх столбов. Последние годы паломникам не приходится искать камни самим — их выдают заранее в специальных пластиковых контейнерах.