Потерянный рай
Завидев Эдем, Сатана приближается к тому месту, где собирается осуществить дерзновенное предприятие против Бога и людей, возложенное им лишь на свои собственные плечи. Но тут его неожиданно одолели сомнения, взволновали страсти: страх, зависть, отчаянье. Но он берёт себя в руки, отбрасывает сомнения, утверждается во зле и направляется к Раю (даётся описание вдешнего вида и местоположения Рая). Сатана минует Райскую ограду и в облике морского ворона опускается на макушку Древа жизни, — высочайшего в Райском саду (описание этого сада). Сатана впервые видит Адама и Еву (новых существ), удивляется прекрасной внешности и блаженному состоянию людей, но не меняет своего решения погубить Прародителей.
Из подслушанной беседы он узнает, что им, под страхом смерти, запрещено вкушать от плодов Древа познания; на этом запрете он основывает план искушения; он хочет склонить их ослушаться. Затем он их на время оставляет, намереваясь иным путём выведать что-либо о положении первой четы. Тем временем Уриил (наш жаропрочный парень), опустившись на солнечном луче, предупреждает Гавриила, охраняющего Рай, что некий злой Дух бежал из Преисподней и в полдень, в образе доброго Ангела, пролетал через сферу Солнца, направляясь к Раю, но выдал себя, когда опустился на гору, яростными телодвижениями (обалдеть). Гавриил обещал ещё до рассвета разыскать притворщика.
Наступает ночь. Разговор Прародителей на пути к ночлегу; описание их кущи, их вечерней молитвы. Гавриил выступает со своими отрядами в ночной дозор вокруг Рая; он шлёт двух могучих Ангелов к Адамовой куще, опасаясь, что упомянутый злой Дух может причинить вред спящей чете. Ангелы находят Сатану, который, оборотясь жабой, прикорнул над ухом Евы, желая соблазнить её во сне. Они ведут сопротивляющегося к Гавриилу. Допрошенный Архангелом Сатана отвечает ему презрительно и вызывающе, готовится к битве, но небесное знамение останавливает Врага, и он поспешно удаляется из Рая.