Талмудический иудаизм
Догматы раввинистического иудаизма
В средние века предпринимается ряд попыток систематизировать догматы иудаизма. В Западной Европе этим занимались раввины, которые стояли во главе иудейских общин и были ставленниками богачей. Впервые раввины появились в Испании в XI в. как законоучители и судьи, управляющие общиной. «Если раввин даже скажет тебе лево, то что право,— учили в синагоге,— а что право — лево, то ты всё же должен слушаться его».
В XII в. один из столпов иудаизма — раввин Маймонид сформулировал «13 символов веры». Эти догматы верующие обязаны ежедневно произносить во время моления: «1) Есть бог, создавший Вселенную, 2) он один, 3) он бестелесен, 4) он без начала, 5) ему одному надо молиться, 6) божественное откровение — истина, 7) Моисей — самый величайший из пророков, 8) Тора, т.е. первые пять книг Библии, открыта Моисею богом, 9) нельзя заменить Моисеев закон другим, 10) божье провидение управляет Вселенной, 11) существует награда добрым и наказание злым, 12) к Израилю придёт мессия (помазанник), 13) воскресение из мёртвых — истина».
Первые 4 догмата о монотеизме (единобожии) Маймонид провозгласил против «язычества» и сильных пережитков политеизма (многобожия) в Торе; 5 и 13 догматы — против христианского учения о святых и о уже совершившемся приходе мессии; 7 и 9 догматы — против исламского учения о Мухаммеде как о самом величайшем из пророков, заменившем «Моисеев закон» своим; 6, 8, 10 и 13 догматы — против древних свободомыслящих, утверждавших, если верить талмудистам, что «Тора не божественного происхождения», «Тора не содержит учения о воскресении мёртвых», «нет правды на земле и нет возмездия на небе».
Позднее делались попытки свести иудейские символы веры к восьми и даже к трём догматам. Но все эти «символы веры» никем и никогда не были канонизированы.
Все догматы иудейской веры, начиная с мифа о существовании бога, будто бы сотворившего мир, и кончая мифом о воскресении мёртвых, противоречат науке, отрицающей наличие каких-либо сверхестественных сил в природе или возможность воскресения умерших. Проповедуя, что бог управляет миром, награждает и наказывает людей, обещая послать им спасителя, иудаизм, подобно другим религиям, оправдывает социальный гнёт в эксплуататорском обществе, воспитывает людей в духе смирения и покорности, «утешает» их призрачной помощью неба.