Талмудический иудаизм
Хасидизм
В 30-х годах XVIII в. на Волыни и в Подолии среди еврейского сельского населения возникло религиозное движение хасидизм, которое раскололо иудеев Восточной Европы на хасидов (благочестивых), почитателей цадиков (святых), и на миснагдов (противоборствующих), сторонников старого раввинизма. В оболочке хасидизма первоначально был выражен протест народных масс против власти заправил общин и раввинов. Хасиды учили, что каждый может слиться с богом в молитве, независимо от того знает он Тору или Талмуд или нет. Вскоре исключительное влияние в хасидизме приобрели цадики, выступавшие в роли целителей, колдунов, посредников между богом и людьми.
Цадики «лечили» от всех болезней, торговали амулетами и талисманами. Цадики заключали между собой договоры на право эксплуатации того или иного района, нарушение которых порождало «войны» между «династиями» цадиков. Доходы цадика состояли из подношений, которые верующий обязан был делать во время всех важных событий в жизни его или цадика, подношений по случаю несчастий, постигших верующего, за «лечение» больных, за разрешение тяжб, за «искупление грехов» и т.д. Народ говорил: «Цадик, когда собирает деньги, то священнодействует».
В руках различных, враждующих между собой разбогатевших «династий» цадиков хасидизм превратился в орудие обмана масс верующих. Хасидизм с фанатичной ненавистью относился к малейшему проникновению знаний в народные массы, боролся с просвещением их.