Гравюры Гюстава Доре

Гравюры Гюстава Доре

Поль Гюстав Доре (Paul Gustave Dore) — родился 6 января 1832 года в Страсбурге.

В конце 1847 года Обер издал альбом его литографий «Подвиги Геркулеса».

В иллюстрациях к «Гаргантюа и Пантагрюэлю» (1854) Доре показывает себя художником могучего воображения, умело облекающего породившую его мысль в форму конкретного образа.

«Образы, созданные Доре, народны по своей сути. Гаргантюа и Пантагрюэль в иллюстрациях Доре воспринимаются как полноправные участники народной жизни, они естественно «вписываются» в толпы людей, интерьеры, природу. И все это в соответствии с народным пониманием героев как реальных людей…» Л.А. Дьяков

Гениальные иллюстрации Доре к «Гаргантюа и Пантагрюэлю» явились началом нового типа иллюстрированной книги, где рисунки неразрывно сливаются с текстом и свободно чередуются большие и маленькие изображения. Здесь была найдена счастливая гармония между литературной и иллюстративной частью. При этом художник, не отказывая себе в праве на творческий вымысел, стремится передать неповторимые особенности образного строя произведения.

1854 год — появляется альбом литографий Доре «Парижский зверинец».

В 1855 года художник заканчивает рисунки к «Озорным рассказам» Бальзака.

Осенью 1855 года Доре приступил к изучению Данте для создания иллюстраций к «Божественной комедии». Грандиозные гравюры художника к «Аду» появились в 1861 году, «Чистилище» и «Рай» были выполнены в 1869 году.

Божественная комедия — Ад (inferno)

Божественная комедия — Чистилище (purgatorio)

Божественная комедия — Рай (paradise)

Теофиль Готье писал в газете «Монитор» в 1861 году: «Нет другого такого художника, который лучше, чем Гюстав Доре, смог бы проиллюстрировать Данте. Помимо таланта в композиции и рисунке, он обладает тем визионерским взглядом, который присущ поэтам, знающим секреты Природы. Его удивительный карандаш заставляет облака принимать неясные формы, воды — сверкать мрачным стальным блеском, а горы — принимать разнообразные лики. Художник создает атмосферу ада: подземные горы и пейзажи, хмурое небо, где никогда нет солнца. Этот неземной климат он передает с потрясающей убедительностью…»

«В 1860-х годах «деревянная гравюра» начала приобретать популярность у публики, которая вскоре превратилась в манию. Каждый автор, который писал книгу, хотел, чтобы Доре иллюстрировал ее; каждый издатель, который публиковал книгу, стремился выпустить ее с иллюстрациями Доре» П. Лакруа.

Доре обычно делил свой рабочий день на три части: утро посвящалось графике, полуденные часы – живописи, вечера – снова графике. Друг художника, живописец Бурделен, так описывает его метод работы: «Я видел, как Гюстав заработал 10 тысяч франков за одно утро. Перед ним находилось около двадцати досок, он переходил от одной к другой, набрасывал рисунок с быстротой и уверенностью, которые изумляли. За одно утро он сделал двадцать великолепных рисунков. Затем он со смехом отбросил карандаши в сторону, вскинул голову особым образом и сказал мне весело: «Неплохая утренняя зарядка, мой друг. Этого достаточно, чтобы прокормить семью в течение года. Ты не думаешь, что я заслужил хороший завтрак? Клянусь, я голоден как раз на эту сумму. Пойдем».

По сообщению друга и биографа художника Б. Джеррольда, количество рисунков Доре достигло к маю 1862 года сорока четырех тысяч.

В 1862 году Доре создает иллюстрации к «Сказкам» Шарля Перро. Сент-Бёв, получив это издание Доре, назвал его «подарком для короля». Блестящий критик Поль де Сен-Виктор, увидел в «Сказках» Перро «наивный и заманчивый маскарад. Кажется, что видишь Оберона в костюме маркиза, прогуливающегося с Титанией в воздушном портшезе в сопровождении Ариэля и Пэка, переодетых пажами».

«Сказки» Шарля Перро

Шедевры импровизации, выдумки, остроумия — рисунки для «Приключений барона Мюнхгаузена» Распе (1863). В 1863 же году появился большой цикл гравюр к «Дон Кихоту» Сервантеса. Можно смело сказать, что эти иллюстрации до сих пор остаются непревзойденными.

И тем не менее, самым знаменитым изданием, иллюстрированным Густавом Доре, стала Библия (230 гравюр), выполненными в 1864-66 гг. Именно иллюстрации к Библии принесли Доре всемирную известность. Библия с гравюрами Гюстава Доре была издана во многих странах, в том числе, и в России.

Библия — Ветхий завет

Библия — Апокрифы

Библия — Новый завет

В 1865 году Доре создал 50 гравюр к эпической поэме Джона Мильтона «Потерянный Рай». Образный и богато детализированный рисунок как нельзя лучше подходил к литературным (стихотворным) текстам. В гравюрах Доре выразительны и живы не только земные существа и похожие на них ангелы, но и чудища преисподней.

«Потерянный Рай»

Доре называют величайшим иллюстратором XIX века за непревзойдённую игру света и тени в его графических работах. Как иллюстратор Доре удивляет своей беспримерной плодовитостью и неистощимой находчивостью фантазии; производя несчетное множество рисунков, он умел сочинять самые разнообразные сцены, в большинстве случаев проникнутые живым драматизмом, обставлял их вполне подходящими к ним околичностями и особенно мастерски придавал им живописность удачно выбранными мотивами окружающего их пейзажа и освещения.

Поль Гюстав Доре похоронен на кладбище Пер-Лашез в 1883 году.

Сентенции

«Религия — это воздух угнетенной твари, сердце бессердечного мира, подобно тому как она — дух бездушных порядков. Религия есть опиум народа.»

Маркс

«С религией получается то же, что с азартной игрой: начавши дураком, кончишь плутом.»

Вольтер

«Невежество — первая предпосылка веры, и поэтому Церковь так высоко его ценит.»

Гольбах

«Религия есть самосознание и самочувствование человека, который или еще не обрел себя, или уже снова себя потерял.»

Маркс

«Так как религиозная мораль никогда не основывалась на опыте, то царство теологии всегда считалось царством мрака.»

Гельвеций

«Никакой необходимости верить в бога нет, а самое разумное — о нем вовсе не думать.»

Гольбах

«Атеистическое наше время, усмехаясь над библейской легендой, считает, что Бог — это псевдоним человеческой глупости.»

Горький

«На сколько страшных злодейств толкнула людей религия!»

Лукреций