Гравюры Гюстава Доре

Католицизм

Католическая церковь в исторической ретроспективе

На Востоке, в Византии, церковь находилась в сильной зависимости от императорской власти. Император собирал церковные соборы, утверждал их решения, его слово было решающим в богословских спорах, при избрании патриарха и назначениях других высоких церковных служителей.

На Западе история церкви сложилась иначе. Здесь постепенно возвысились римские епископы, сначала как епископы столицы империи, позже как епископы, возглавившие всю западную церковь. Римские епископы выиграли от перенесения столицы в Константинополь, так как это способствовало ослаблению их зависимости от императорской власти. В руках римских епископов сосредоточились большие богатства.

Римский епископ брал на себя сбор налогов, ссужал императоров деньгами и приобрёл со временем не только экономическое, но и политическое влияние.

Все эти обстоятельства способствовали возвышению роли римского епископа в церкви. В ранний период истории церкви все епископы назывались папами (от греческого «паппас» — «отец»). С возвышением значения римского епископа название «папа» закрепилось почти исключительно за ним. (В настоящее время название «папа и патриарх» носит также православный патриарх александрийский.)

Играя на противоречиях между образовавшимися в Западной Европе различными феодальными государствами, заигрывая с правителями то одних, то других из этих государств, римские папы упрочивали своё положение. В условиях политической раздробленности, характерной для средневековой Западной Европы, католическая церковь, управляемая из единого центра — Рима, превратилась со временем в крупный интернациональный центр феодального мира.

В 756 г. на небольшой части территории нынешней Италии абразовалось папское государство — Церковная область. Король франков Пипин Короткий отдал папе город Рим и Римскую область за то, что тот помог ему стать королём франков. По словам Маркса, с тех пор папа «начал вести себя как светский князь. Короли франков, преемники Пипина, расширили территорию папских владений, оставив, однако, за собой высшую власть над этой территорией. Ватиканский дворец в Риме с конца XIV в. является постоянной резиденцией пап. Там проживает и нынешний глава католической церкви.

Представление о том, что папство было совершенно независимо от государственных властей в среднивековой Европе, не соответствует действительности. В разное время папство было зависимо и от франкских королей, и от германских императоров, и от французских королей (в течение почти всего XIV в. папы находились фактически в плену у французских королей в Авиньоне, на юге Франции). Правда, уже в самый ранний период папы претендовали на высшую власть не только в церкви, но и в гражданском обществе и настойчиво боролись за верховную власть римского епископа над светскими властями. Особой силы борьба за папскую теократию достигла в XI-XIII вв. папство временами добивалось значительных успехов в осуществлении своих притязаний, и всё же с усилением феодальных монархий теократические притязания пап потерпели крушение.

Притязания средневековых пап на высшую власть в церкви и в гражданском обществе сталкивали их не только со светскими государями, но и с другими епископами христианского мира, в первую очередь с восточными. Константинопольские патриархи, также претендовавшие на первенство в церкви, именовали себя «вселенскими» и «святейшими». Борьба между ними и римскими епископами завершилась в 1054 г. разделением церквей. Поводом к этому послужило то, что папа Лев IX потребовал от византийского императора и константинопольского патриарха Михаила Керуллария территорию в Южной Италии, подаренную якобы папе ещё императором Константином. Папские легаты, приехавшие в Константинополь для переговоров, получили отказ, предали патриарха анафеме и покинули столицу. В ответ на это византийский император созвал церковный собор, который предал анафеме папских представителей и обвинил папу в ереси. Собор постановил прервать всякое общение с папским престолом и с западной церковью.

Расхождение между церквями Востока и Запада, завершившееся разделением церквей, отражали противоречия, явившиеся следствием особенностей развития феодализма в Византийской империи и в странах Западной Европы.

Наибольшего могущества католическая церковь достигла в странах Западной Европы в средние века, когда католицизм являлся господствующей идеологией феодального общества. Католическая церковь сама была тогда крупнейшим феодальным землевладельцем, беспощадно эксплуатировавшим массы крепостных крестьян. Она освящала религией феодальный строй, как строй «богом установленный». В XI-XIII вв. папство выступило одним из главных организаторов крестовых походов на Восток, в которых были заинтересованы господствующие классы феодального общества и сама церковь, сумевшая благодаря этим походам укрепить своё положение и значительно увеличить свои и без того колоссальные богатства.

На протяжении тысячи лет, прошедших со времени разделения церквей, папство не прекращало усилий к тому, чтобы подчинить себе (в частности, под видом унии) православные церкви Востока. С этим связана и экспансия папства в славянские страны, направленная прежде всего против Руси, экспансия, имевшая целью не столько мирными, сколько военными средствами, опираясь на враждебные Руси внешние силы, насадить здесь католицизм. Эта политика в новых формах ведётся папством и в наше время. Папство благославляло крестовые походы против славянских народов. В XIII в. Тевтонский орден немецких рыцарей под предлогом распространения католицизма предпринял с благословения римских пап Иннокентия III и Григория IX разбойничьи походы на Восток с целью захвата русских и прибалтийских земель. В 1242 г. на льду Чудского озера крестоносцы были разгромлены Александром Невским.

Католическая церковь всемерно помогала польским феодалам поработить польских крестьян, а также белорусских и украинских. С конца XVI в. с одобрения папы Климента VIII и его преемников в белорусских и украинских землях под видом униатства (объединения католической и православной церквей) насильственно вводилось католичество.

Папство выступало непримиримым врагом науки. На кострах инквизиции, учреждённой папством, церковь сжигала выдающихся представителей науки и передовой общественной мысли. С середины XVI в. и до нашего времени папство издаёт «Индексы» — списки книг, чтение которых запрещено католикам. В эти «Индексы» включались и включаются лучшие произведения человеческой мысли, учёных, писателей, а также и богословские сочинения, если они в чём-либо расходятся со средневековым мировоззрением папства.

Католическая церковь и папство опирались в своей деятельности на силу религиозной традиции, на поддержку государства, на свою экономическую и политическую мощь, на своё почти неограниченное духовное влияние. Но и в период наибольшего могущества папства и католической церкви против них велась не прекращавшаяся борьба различных слоёв общества.

Духовное и политическое влияние католической церкви подрывалось прежде всего народными движениями против церковных и светских феодалов, движениями, принимавшими в эпоху средневековья обычно форму религиозных ересей. Сильнейший удар католицизму нанесли в XV в. гуситское движение в Чехии, а позже — крестьянская война и Реформация в Германии и в других странах. В результате Реформации в XVI в. от католицизма отпали церкви и многие религиозные общины в Англии, Скандинавии, части Германии, в Швейцарии и в ряде других стран, где оформились самостоятельные протестантские церкви.

В союзе с другими реакционными силами папство вело ожесточённую борьбу с Реформацией, с народными движениями, с прогрессивной мыслью. Тем не менее духовная диктатура католической церкви и его центра к папства была сломлена.

В XIX в. католицизм, сохраняя многие феодальные черты, в промышленно развитых странах всё более становится буржуазной религией, а католическая церковь подчиняется капиталу. Отныне она освящает религией капиталистические порядки и эксплуатацию пролетариата, подобно тому как в прошлом она освящала феодальные порядки и крепостническую эксплуатацию трудящихся. Отныне борьба с научным социализмом заняла большое место во всей деятельности церкви и папства. По мере усиления социалистического рабочего движения буржуазия всё шире привлекает для борьбы с ним католицизм. В 1891 г. папа Лев XIII выступил с энцикликой «Рерум новарум» («О новых вещах»), направленной против классовой борьбы трудящихся, против социализма. В целях раскола и ослабления народного движения папа выдвинул перед церковью задачу создания католических рабочих организаций, основанных на принципе «сотрудничества классов» и отказа от классовой борьбы.

Процесс полного подчинения католицизма капиталу завершился в эпоху империализма. Организации католической церкви, в первую очередь её руководящий центр — Ватикан, в эпоху империализма выступают как непримиримые враги социализма, защитники капиталистического строя.

Христианство

Происхождение христианства

 

Православие

 

Католицизм

Католическая церковь в исторической ретроспективе

 

Протестантизм