Гравюры Гюстава Доре

Происхождение христианства

Идеологические предпосылки христианства

Такого утешения не могла предоставить массам официальная римская религия. Римские боги — Юпитер, Марс, Венера и др. — были в глазах угнетённых народов тесно связаны с ненавистным римским владычеством. Кроме того, — и в этом, пожалуй, главное — они, по меткому выражению Ф.Энгельса, были скроены по узкой мерке небольшой общины на Тибре и явно не были пригодны для роли опекунов мировой державы.

С установлением империи делались попытки насаждать культ римских императоров. В их честь строились храмы, воздвигались статуи. До нас дошло много надписей, в которых императоры назывались то сынами божьими, то спасителями, то просто богами. Об императоре Веспасиане (69–79 гг.) рассказывают, что он, умирая, сказал: «Похоже, что я становлюсь богом». Однако культ императоров, естественно, пользовался успехом только среди имущих слоёв населения. Он не мог охватить народные массы, в глазах которых личность любого императора символизировала гнёт римских чиновноков и армии.

Значительно большее распространение получили в то время различные культы восточных божеств: египетских Исиды и Осириса, иранского Митры и др. Прекращение активной политической жизни, тенденция к уходу в мистику создавали исключительно благоприятную обстановку для роста влияния этих культов и верований среди коренного населения и в западной половине империи. Археологи нашли сотни надписей в честь Исиды и Митры, датируемых первыми тремя веками нашей эры, не только на Востоке, но также вдоль Дуная и Рейна и даже в Британии. В одном из сатирических рассказов Лукиана, этого, по словам Ф.Энгельса, Вольтера классической древности (II в.), — под названием «Совет богов» старые олимпийцы жалуются на засорение неба чужеземцами, на то, что «на пиру богов теперь тесно от беспорядочной толпы, болтающей на разных языках.., что не хватает амброзии и нектара».

В восточных культах большую роль играли страдания умирающего бога и его воскресение, надежда на загробную жизнь. Нарождающаяся христианская религия многое заимствовала из этих религий. Несомненна иконографическая близость известных изображений богородицы с младенцем на руках со значительно более древними изображениями Исиды с её сыном Гором. Митраистские богослужения, подобно христианским, сопровождались ритуальными трапезами со вкушением хлеба и вина. Заимствования из распространнёных в то время восточных религий были одной из важных причин ставнительно быстрой победы христианства.

Для эволюции религиозных представлений этого времени характерно формирование монотеизма (идеи единобожия). Богословы всех мастей считают величайшей заслугой христианства то, что оно якобы ввело на место языческого многобожия монотеизм. Между тем тенденция к монотеизму осуществлялась в Римской империи независимо от христианства и задолго до него. Функции отдельных богов взаимно переплетались, старые официальные боги подвергались забвению, а их место занимали монотеистические культы ранее «маловлиятельных» богов. В сочинениях римского придворного философа-стоика Сенеки (середина I в.), которого Ф.Энгельс назвал «дядей христианства», легко обнаружить в той или иной форме много основных черт раннехристианской идеологии. Сенека провозглашал бренность земного существования и настаивал на том, что праведникам уготовано блаженство на небесах. Он проповедовал, разумеется только в теории, равенство рабов и свободных граждан перед судьбой и считал несущественными всякие этнические и другие различия между людьми. Весь этот круг идей был полностью воспринят раннехристианскими идеологами, которые, как, например, Тертуллиан (рубеж II и III вв.), называли Сенеку «нашим». Благочестивыми проповедниками была даже изобретена поддельная «Переписка Сенеки с апостолом Павлом». Однако в сочинениях Сенеки отсутствовала ещё центральная идея христианства — положение об искуплении грехов рода человеческого смертью сына божьего. Кроме того, сочинения Сенеки были рассчитаны на высшие круги римского общества, в то время как проповедники раннего христианства обращались прежде всего к рабам и обездоленным.

Христианство

Социально-экономические предпосылки христианства

Идеологические предпосылки христианства

Иудейские корни христианства

Основные особенности раннего христианства

Датировка источников по раннему христианству

Светские источники о раннем христианстве

Лукиан о христианах

«Правдивое слово» Цельса

Место возникновения христианства

Состав и организация раннехристианских общин

Разрыв с иудаизмом

Отношение к рабству и к римским властям

Облик Иисуса

Создание новозаветного канона и социальная программа евангелий

Предпосылки возникновения церкви

Начало епископата

Ранние ереси

Римская империя в III в.

Численность христиан в III в.

Римская христианская община

Гонения III в.

Превращение христианства в господствующую религию