Гравюры Гюстава Доре

Происхождение ислама

Калам

Принудительные меры, применявшиеся сторонниками халифа Мамуна, не обеспечили широкого распрорстранения мутазилизма. При халифе Мутеваккиле (847–86 гг.) представители старого правоверия перешли в контрнаступление. Мутазилитов стали изгонять из правительственного аппарата, а мутазилитские сочинения изымали из обращения и уничтожали. Но ревнители правоверия, чтобы сохранить своё общественное положение и влияние, были вынуждены воспринять мутазилитскую методологию, в связи с чем стали изучать переведённые на арабский язык произведения древнегреческой и эллинистической философии. Так было положено начало мусульманскому ортодоксальному богословию, которое стало известно под названием «калам» (что значит «слово» и соответствует греческому «логос»).

Основоположником мусульманского богословия — калама считается Ашари (873–935 гг.), бывший видный мутазилит, перешедший в лагерь мусульманского правоверия. Этот богослов (мутакаллим) и его ученики, стремясь примирить догматы о предопределении и свободной воле, выступали с учением о «приобретении» (касб). Согласно этому учению, все действия человека предопределены богом, но человек обладает способностью «приобретать» свои действия, вследствие чего и несёт ответственность за них. Коран они считали несотворённым, а учение о его сотворённости считали еретическим. Ашаритский калам до сих пор лежит в основе ортодоксального мусульманского богословия. Ашаритский калам дополнялся последующими богословами в условиях дальнейшего развития феодальных отношений в странах Ближнего и Среднего Востока, являвшихся территорией распространения ислама.

Ислам

Социально-экономические и идеологические предпосылки ислама

Полулегендарный образ основателя ислама Мухаммеда

Характер раннего ислама

Борьба за установление ислама

Распространение ислама

Сунна

Мусульманское богословие

Мутазилиты

Калам