Этико-политическое учение Конфуция
Будучи свидетелем социально-экономических изменений в обществе и упадка родовой аристократии, происходивших в VI–V вв. до н.э. (Даосизм), Конфуций становится выразителем и защитником идеологии своего класса. Его этико-политическое учение было направлено на сохранение привилегированного положения старой аристократии, на восстановление её прежних экономических и политических позиций.
Причину всех «беспорядков» в обществе Конфуций усматривал в упадке «нравственности» людей. Поэтому он считал, что восстановление прежних порядков следует начать с «исправления сердец».
Основным пунктом конфуцианского учения является идея «гуманности», включающая такие понятия, как верность, почитание родителей и старших. Выдвигая идею «гуманности», Конфуций исходил из следующих положений: поскольку власть родовой аристократии основывалась на кровном родстве членов господствующего рода, то для укрепления этого господства необходимо прежде всего укрепить единство кровных родственников. Это значило, что все члены правящего рода, как стоящие у власти, так и разорившиеся, должны соблюдать и укреплять свои родственные связи через почитание общих предков рода, уважение к родителям и старшим членам рода (по возрасту и по общественному положению). Поэтому Конфуций резко протестовал против «родства с дальними», «смешения простолюдинов со знатью», «смешения старого с новым». Конфуций полагал, что когда все члены рода объединятся, прекратят внутренние распри, тогда рабы почувствуют их единство и силу и станут послушнее. «Любить своих родных,— говорил Конфуций,— это и есть гуманность». Таким образом, любовь и почитание старших, проповедуемые Конфуцием, касались только членов господствующего рода и должны были служить делу укрепления диктатуры родовой аристократии.
Понятие «верность» в учении Конфуция означало прежде всего верность государю — «сыну неба». Верность государю Конфуций считал высшим проявлением долга. «Всякий, служащий государю, знатный или незнатный, богатый или бедный, ни при каких обстоятельствах не должен производить возмущения». Из этого следует, что проповедь конфуцианской «верности» преследовала ту же узкоклассовую цель — сохранить и укрепить господство родовой аристократии.
Конфуцианский принцип «верности» с циничной откровенностью объяснил один из его последователей: «Аристократия должна добиться верности рабов, и только после этого можно заставить рабов работать. В противном случае ей нечего и думать об использовании рабов».
Важнейшим пунктом учения Конфуция, входящим в идею «гуманности», является принцип «ли» — ритуал, требовавший строжайшего соблюдения взаимоотношений между людьми и установленный якобы в древности по «воле неба».
В то время шла упорная борьба за реформы в области государственного управления. Сторонники реформ требовали управления на основе законов (отсюда название этого течения — «законники». Родовая аристократия отстаивала старые принципы управления на основе ритуала («ли»). Так как в этот период фактическая власть находилась в руках отдельных сановников, а народ всё активнее включался в борьбу с эксплуатацией и бесправием, Конфуций выступил за возрождение ритуала, т.е. за сохранение старых принципов управления. Он требовал, чтобы «управление государством не находилось в руках только крупных чиновников», а «народ не смел обсуждать государственные дела». По мнению Конфуция, вся полнота власти в стране должна принадлежать только «сыну неба». всем тем, кто думал иначе, Конфуций говорил: «Преодолевая себя, восстанавливай ритуал — это и есть гуманность». «Без «ли» — не смотреть, без «ли» — не слушать, без «ли» — не говорить, без «ли» — не действовать» — это и есть настоящая гуманность. Всякое нарушение принципа «ли» Конфуций называл «посягательством».
«Гуманность» Конфуция включала в себя ещё целый ряд понятий: «храбрость», «почтительность», «знание», «великодушие» и т.д.
По уточнению Конфуция, «гуманностью» мог обладать только «благородный человек», т.е. аристократ, деятельностью которого руководит «сознание долга, а не выгода». Народ же, по мнению Конфуция, не мог обладать «гуманностью», потому что «народ — это низкие люди», «среди простого народа нет людей, обладающих «гуманностью»». Единственный удел народа — «повиноваться аристократам и мудрецам», так как простой народ «не способен воспринимать знание», а значит, и не может стать «благородным», потому что «знание» присуще только представителям аристократии.
Несмотря на всё многообразие «гуманности» («жэнь»), её основное содержание сводится к двум основным положениям, которые высказаны самим Конфуцием и его учеником Юй Цзы: «Почитание родителей («сяо») и уважение к старшим («ти») являются сущностью «жэнь»».
«Если люди научатся владеть собой и восстановят ритуал, то вся Поднебесная придёт к гуманности».
«Гуманность» Конфуция, таким образом, требовала строго соблюдения семейной и общественной иерархии, восстановления старых порядков в обществе.
Теоретическое обоснование семейной и общественной иерархии Конфуций давал в учении о «выправлении имён». Главная мысль этого учения сводилась к тому, что слово, имя должно соответствовать сущности предмета. В применении к общественной жизни это значило, что звание, титул человека должны строго соответствовать тому положению, которое он занимает в обществе. «Государь должен быть государем, подданный — подданным, отец — отцом, сын — сыном». Другими словами, Конфуций требовал строго регламентировать обязанности каждого члена общества, соответственно его положению, жёсткими рамками, за пределы которых он не смел бы выходить. Конфуций говорил: «Если стереть разницу между знатью и простолюдинами, то как тогда можно будет показать авторитет и величие знати? К тому же, какое тогда будет государство, если не будет разницы между благородными и простыми людьми?»
Конфуций не только выступал против стирания грани между «знатными» и «незнатными», он открыто утверждал право «знатных» эксплуатировать «незнатных»: «Если люди любят ритуал, справедливость и верность и хотят стать совершенными, то им незачем самим обрабатывать поле и огород. Рабы вместе со своими детьми, посаженными за спину, будут вместо них обрабатывать землю».
Оправдывая земное неравенство людей, Конфуций всё же предупреждал не впадать в крайности в обращении с народом. Он говорил, что, если жестоко обращаться с рабами и бедняками, можно вызвать мятеж. В то же время добродетельное отношение к народу и покровительство могут принизить авторитет государя. Исходя из этого, он предлагал держаться «средних мер». Его слова о том, что «согласие является наивысшим богатством», имели целью примирить обездоленных рабов и бедноту с эксплуатацией и бесправием. Учение о «середине» Конфуций называл «высшей добродетелью». Конфуцианская «добродетель», как видно, преследовала те же цели, что и его учение о морали,— утверждение господства знати, примирение народа с эксплуатацией.
Идеалом государственного устройства Конфуций считал древние империи, а легендарных императоров прошлого рассматривал как «истинно мудрых» правителей, которые будто бы являлись носителями «воли неба». По мнению Конфуция, это был «золотой век» в истории человечества, и он настойчиво требовал возвращения к нему.