Гравюры Гюстава Доре

Государственная религия

В начале новой эры, с развитием феодальных отношений, в Китае оформляется новая религиозная система. В её основе лежали анимизм, т.е. вера в духов, и культ предков, приспособленные к новым социальным условиям и дополненные хорошо разработанным культом героев, и первую очередь культом Конфуция.

Основным содержанием этой религии являлось обожествление императора и освящение его власти. Император объявлялся наместником бога на земле. Он получал от Шан-ди «мандат» на управление страной, и народ обязан был выполнять его волю как «волю неба». Император «отчитывался» за свои дела только перед «небом». Конфуцианское учение о «божественном правителе» нашло в этой религии полное отражение. Поэтому эта религия в иностранной (не китайской) литературе часто тоже называется «конфуцианством». Однако это «конфуцианство» как религию нельзя отождествлять с конфуцианством — этико-политической идеологией феодального Китая, основателем которой действительно и был Конфуций.

В III в. н.э. эта религиозная система была возведена в положение государственной религии, обслуживая интересы господствующих классов.

Государственная религия заимствовала из древних верований многих богов и духов, а также сложный ритуал поклонения и жертвоприношений. Её пантеон непрерывно пополнялся за счёт обожествления отдельных исторических личностей, отличившихся в служении той или иной династии.

Все боги официального пантеона делились по строгому иерархическому принципу, отражавшему земное неравенство людей. Ранг божества определялся положением человека в обществе, который имел право приносить жертвы этому божеству. От положения жертводателя зависела сложность ритуала и количество жертвенных даров.

Все боги делились на три главные категории:

  1. высшая — включала «Верховного владыку» (Шан-ди), «Владыку земли» (Хоу-ту), умерших предков императора;
  2. средняя — богов солнца и луны, 188 правителей прошлого, Конфуция, божества туч, дождя, ветра, грома и др.;
  3. низшая — бога войны (Гуань-ди), бога огня, бога пушек, богов — покровителей городов, многочисленных местных духов земли, рек, гор и т.д.

Государственная религия не имела особой касты жрецов. Функции верховного жреца выполнял император. Только он имел право обращаться к «небу» с молитвами и жертвоприношениями. Он был посредником между народом и богом. Раз в году, в день зимнего солнцестояния, император в торжественной обстановке совершал жертвоприношения «небу» в знак того, что мужское, светлое, активное начало — сила Ян брало верх над тёмным, женским, пассивным началом — Инь. Для этой цели был сооружён величиственный Храм неба, где стояли таблицы «Верховного владыки» Шан-ди и предков императора.

Весной, перед началом полевых работ, император совершал церемонию «первой борозды» в Храме земли. Ритуальным плугом он проводил одну борозду. Только после этой церемонии народ имел право начинать полевые работы. Все эти церемонии должны были подчёркивать якобы божественное происхождение императора и его власти, внушать народу мысль о том, что вся его жизнь и деятельность зависят полностью от действий императора, как «сына неба», выполняющего предназначения бога.

Общение с более мелкими божествами и духами составляло привелегию чиновников государственного аппарата.

Чиновники и кандидаты на государственную службу составляли в старом Китае целую социальную группу, так называемое «учёное сословие». «Учёность» этих людей состояла в знании наизусть конфуцианской литературы, что служило единственным критерием при отборе кандидатов на государственную службу. «Учёное сословие» поэтому являлось живым носителем и ревностным хранителем конфуцианских традиций и моральных заповедей. Совмещая государственную службу с обязанностями жрецов, «учёное сословие» сосредоточило в своих руках политическую и духовную власть, что позволило ему распространить конфуцианство на все сферы общественной жизни.

Государство и религия слились в единую политическую систему, которая служила в руках господствующих классов мощным средством эксплуатации и духовного порабощения трудящихся.

В течение многих столетий государственная религия была официальным культом господствующих классов. Народ был лишён права участвоать в этом культе, но он должен был своим трудом содержать эту чудовищную машину угнетения.

Государственная религия служила делу укрепления и консервации феодальных порядков в Китае, покоящихся на конфуцианских принципах семейной и общественной иерархии. Прекратила она своё существование вместе с монархическим строем, свергнутым революцией 1911 г.

После свержения монархии китайские реакционеры и иностранные милитаристы неоднократно пытались возродить конфуцианство. Например, это делал реакционер Юань Ши-кай при попытке реставрировать монархию в Китае. Захватив власть, он совершил жертвоприношение небу, надеясь этим актом придать себе и своей власти необходимую «святость». Но, как известно, Юань Ши-каю не удалось восстановить монархический режим.

Гоминдановские реакционеры цепко держались за обветшалые традиции конфуцианства. С их помощью они старались задушить всё новое и прогрессивное в китайской культуре, установить господство феодально-компрадорской реакции.

Японские милитаристы пытались использовать конфуцианское учение о «божественном царе» для оправдания агрессии в Китае. Разбойничью войну против китайского народа они старались объяснить необходимостью восстановления в Китае монархического строя, который будто бы должен «спасти потерявший конфуцианские добродетели Китай».

Победа народной революции в Китае положила конец всем поползновениям внутренней и внешней реакции возродить тысячелетние традиции конфуцианства и вывела китайский народ на широкий и светлый путь социалистического развития.

Конфуцианство

Личность Конфуция

Этико-политическое учение Конфуция

Религиозные воззрения Конфуция

Культ Конфуция

Государственная религия

ГГПокерОк