Основные догматы индуизма
Индуизм как религиозная система в основных чертах сложился в период раннего средневековья. Уже тогда были выработаны основные положения индуистской догматики и разработан сложнейший ритуал богослужений и жертвоприношений.
Несмотря на видимое разнообразие форм и проявлений индуизма, его догматику можно свести к нескольким положениям. Прежде всего это варнашрам дхарма — учение об изначальном социальном неравенстве людей и невозможности преодолеть это неравенство в настоящем, земном существовании. Во-вторых, пунарджанма — учение о переселении душ и якобы назначенном каждому живому существу бесконечном ряде последовательных перерождений из одной смертной формы в другую. Только в процессе посмертных перевоплощений человек может рассчитывать на повышение своего социального положения в зависимости от поведения его в данной смертной форме. Следующим догматом индуизма, признаваемым, впрочем, и буддизмом, является карма — учение о возмездии, о том, что совокупность всех деяний человека в этой жизни предопределяет пути его будущих перевоплощений.