Гравюры Гюстава Доре

Основные догматы буддизма

Буддизм стоит несколько особняком в ряду других религиозных вероучений. Его мировоззрение значительно сложнее, чем, например, мировоззрение христианства, поскольку буддизм пытается дать философское обоснование своей концепции о происхождении и закономерностях мира. Буддизм не представляет существование бога в виде конкретного, персонифицированного всемогущего существа и утверждает, что в мире находится в постоянном движении, в измемении, что вещи и явления связаны между собой и что всё регулируется законом причины и следствия. Идеи подобного характера свидетельствуют о значительном развитии философской мысли в Индии уже в те далёкие времена.

Тем не менее наличие в буддизме элементов стихийной диалектики не даёт основания считать, что буддизм является не религией, а философским мировоззрением, к чему склоняются некоторые буддологи. Хотя буддизм и не представляет бога в виде конкретного существа, создавшего мир, однако признаёт безликое духовное начало, именуя это духовное начало буддой в себе, буддой в нирване. Помимо всего, буддизм, как и другие религии, имеет культ, обрядность и служителей культа.

Буддийские догматические книги — палийский канон — состоят из 29 томов общим объёмом до 10 тыс. страниц, что значительно превышает объём христианской Библии. Весь канон подразделяется на три части — питаки (буквально — корзины).Первая питака называется Виная и содержит материал о буддийской церковной общине и её правилах. Вторая питака именуется Сутта и содержит изложение основных догматов буддизма. Третья питака носит название Абидамма и излагает толкования к основным догматам буддизма. Сутта-питака излагает догматы буддизма в форме диалогов — бесед будды. Всего в Сутта-питаке содержится 123 диалога. В этих диалогах излагаются рассуждения по всем вопросам буддийского мировоззрения.

Кроме этих трёх частей — питак буддийского канона в него включены поэмы, содержащиеся в сборнике из пяти книг, называемом Сутта-Нипата. Включены в канон также джатаки, представляющие собой рассказы о 550 предыдущих перерождениях будды; фактически же в этих джатаках собраны старинные фольклорные сказания, басни, сказки, загадки.

Буддизм учит, что материальный, видимый мир не существует реально, самостоятельно, а является лишь проявлением мистического духовного начала. Это проявление происходит в виде бесконечного движения дхарм. Различные комбинации этих дхарм создают всё многообразие явлений природы, в том числе и человека. Распад дхарм приводит к исчезновению тех или иных предметов, к смерти живых существ. Однако смерть живого существа, человека, не означает его полного исчезновения. Смерть является моментом распада комбинации дхарм, образующей, скажем, того или иного человека; после распада этой комбинации дхармы в своём дальнейшем движении образуют новое сочетание, которое приводит к появлению, рождению нового организма в виде человека или животного. На основе этого буддизм учит, что жизнь есть цепь бесконечных перерождений, что в этих перерождениях есть известная преемственность, причинная связь. Поэтому, учит буддизм, человек несёт ответственность (карму) за свои предыдущие перерождения.

Социальное положение и материальный уровень человека определяется, по буддизму, его поведением, его жизнью в предыдущих перерождениях. Если человек богат, занимает высокое положение, значит, в прошлых своих существованиях, перерождениях он вёл праведную, добродетельную жизнь и в воздаяние за это имеет власть и богатство. Если же человек беден, вынужден работать на других, значит, в прошлом он вёл греховную жизнь и его бедственное положение является кармой, т.е. возмездием, за такую жизнь, и, следовательно, ему нечего роптать на других.

Космология буддизма, изложенная в священных буддийских книгах, носит весьма фантастический характер. Земля, по буддийскому представлению, плоская; в центре её находится огромная священная гора Сумэру. Вокруг этой горы вращаются солнце, луна и звёзды. В различных сторонах от горы Сумэру расположены 4 больших и 8 малых материков и моря между ними. На земле живут люди и животные, на солнце, луне и звёздах — боги и духи. Весь этот мир и населяющие его существа, животные, боги, добрые и злые духи, учит буддизм, появились из пустоты, из некоего непознаваемого духовного начала, существующего извечно. Благодаря возникновению в этой пустоте движения появились стихии воздуха и воды, из которых потом образовались земля и весь многообразный животный и растительный мир. Этот материальный мир, именуемый у буддистов «сансара», по прошествии определённого времени разрушается, и вновь наступает первозданная пустота. Таким образом, учит буддизм, дух вечен, материя же преходяща: имеет начало и конец.

Кроме видимого мира — сансары, по буддийскому учению, существуют два невидимых мира: из них первый, высший мир представляет собой обиталище духовного начала, царство совершенной пустоты и абсолютного покоя — нирвана; второй, средний мир является царством блаженства, населённый духовными существами, достигшими состояния бодисатв, но ещё не погрузившихся в нирвану, т.е. не перешедших в высший мир. В этом среднем мире блаженства, учит буддизм, существует райское царство, так называемая «светлая земля», владыкой которой является будда Амитаба. Благодаря этому, учит буддизм, верующие получили возможность «перерождаться» в «светлой земле» Амитабы, именуемой раем Сукавати, с тем чтобы затем перейти в нирвану.

Общим для всех трёх миров, учит буддизм, является таинственное, непознаваемое духовное начало. Этот всепроникающий дух проявляется в разных мирах по-разному. В первом, высшем мире он совершенно свободен от уз материи и пребывает в полном бездействии и покое, т.е. в состоянии нирваны. Во втором, среднем мире дух, хотя и не связан материальными узами, однако находится в действии, имея общение с низшим миром сансары через тех будд и бодисатв, которые с целью помощи людям опускаются на землю и воплощаются в человека, становясь таким образом хубилганами (воплощенцами).

В третьем, низшем мире, населённом людьми, животными и тенгриями (невидимыми существами), дух связан узами материи и беспрерывно борется за своё «освобождение», за выход из круговращения жизни, из цепи «перерождений». В случае преодоления материальных оков человек, пройдя ряд «перерождений», становится буддой или бодисатвой и переходит в средний мир, а в случае поражения в борьбе с соблазнами и страстями чувственного мира низвергается в подземное царство, где его ожидают адские мучения.

Для достижения «хорошего» перерождения, а затем и нирваны человек, проповедует буддийская церковь, должен исповедовать буддизм, отрешиться от всех радостей и страстей жизни, уйти в самосозерцание, выполнять всю буддийскую обрядность, усердно молиться и во всём следовать наставлениям и советамлам.

Провозглашая «равенство» всех людей на пути «спасения» через веру в будду и через соблюдение заповедей и обрядов, буддийская церковь стремится отвлечь трудящихся от классовой борьбы, внушить им мысль о несущественности социальных различий, утешить их иллюзорным равенством богатых и бедных перед лицом бога — будды. Проповеди этих «теоретических», догматических положений соответствует вся практика буддийской церкви, введённые ею культ и обрядность, проникнутые мистикой.

Буддизм

Социально-экономические условия возникновения и развития буддизма в Индии

Идеологические предпосылки буддизма

Миф о будде

Основные догматы буддизма

Пантеон, обрядность и духовенство буддийской церкви

Основные системы буддизма — хинаяна и махаяна

Распространение буддизма

Особенности ламаистской разновидности буддизма