Гравюры Гюстава Доре

Пантеон, обрядность и духовенство буддийской церкви

Буддийский пантеон насчитывает свыше 1 тыс. различных бурханов, олицетворяющих прежде всего Сакья-Муни, других будд и многочисленных бодисатв. Универсализм и приспособляемость буддизма обусловили включение в пантеон большого количества богов местных, старых религий — и не только богов, но и некоторых героев и правителей страны и районов, принимавших буддизм. Этот приём буддийской церкви значительно облегчал проникновение буддизма и поглощение им туземных религий со всем их доморощенным пантеоном и ритуалом. Известно, например, что Алтан-хан Туметский, первый из монгольских феодалов начавший широкое внедрение буддизма в Монголии, был при жизни провозглашён буддийским церковным руководством хубилганом, т.е. причислен к лику святых.

В буддийский пантеон включён и Чингис-хан, в честь которого построены даже храмы. По политическим соображениям в разряд буддийских божеств включались порой и правители еретических (христианских) стран. Так ламаистская церковь объявила русскую императрицу Екатерину II хубилганом бодисатвы-женщины Дараэхэ.

Изображения буддийских бурханов бывают самые различные: большие статуи и мелкие статуэтки из различных металлов, преимущественно из меди, фигурки из дерева, рисунки и картины на религиозные темы.

В основном буддийские божества разделяются на два вида: так называемых амурлингуй (спокойных) и докшитов (свирепых). Амурлингуи в свою очередь подразделяются на два вида. К первому виду амурлингуев относятся, во-первых, сам Сакья-Муни, во-вторых, будды, о которых он проповедовал, т.е. божества, составляющие основу буддийского пантеона. К второму виду амурлингуев относятся те будды, которые не фигурировали в его проповедях и достигли состояния высшей святости, т.е. состояния нирваны, уже после Сакья-Муни.

Будд в пантеоне буддизма насчитывается огромное число, в одних проповедях Сакья-Муни имеется учение о тысяче будд. Ещё больше бодисатв, т.е. божеств, хотя и достигших высокого совершенства святости, но не погрузившихся ещё в блаженную нирвану, в которой пребывают будды. За бодисатвами следует множество хубилганов (земных воплощений будд и бодисатв).

Свирепые божества — докшиты, также разделяются на два типа: к первому типу относится часть будд, например Махакала, Ямандага и др., ко второму типу — часть бодисатв, например так называемые чо-чжины. Докшиты изображаются в виде отвратительных чудовищ с человеческими лицами. Обычная поза этих чудовищ — поза пляски с широко расставленными ногами, распростёртыми руками и склонённой головой.

Кроме изображения различных бурханов в храмах развешиваются картины религиозно-нравственного содержания и картины с изображением различных буддийских святынь (У-тай-шань-гора в провинции Шанси, считавшаяся священным местоприбыванием бодисатвы Маньчжушри, город Лхаса — местоприбывание далай-ламы) и пр. Из религиозно-нравственных картин особенно распространена так называемая «Сансарыйн хурдэ», что в переводе означает «колесо мира». Эта картина образно излагает этическое учение буддизма, учение о возмездии.

Картина «Сансарыйн хурдэ» из трёх заключённых друг в друге кругов. В центральном круге даны изображения свиньи, змеи и курицы, символизирующих собой три основных причины пороков: свинья — эмблема невежества, змея — гнева, курица — сладострастия. Второй круг содержит изображения шести царств материального мира: людей(представленных в виде лам), животных, биритов (человекообразных существ, испытывающих муки Тантала), тэнгриев во главе с их владыкой Хормуста, асуриев (обе эти катагории существ являются небожителями, ведущими между собой непрерывную войну) и, наконец, царство ада. Ад разделяется на 20 отделений: из них одно — жилище владыки ада Эрлик-хана, 9 горячих и 10 холодных отделений ада. Рисунки изображают различные формы и степени мучений грешников. В третьем круге «Сансарыйн хурдэ» изображены в символических рисунках 12 нидан, т.е. тех основных причин, куоторыми, по буддизму, обусловлены различные явления мира, материального и духовного.

Обрядовая сторона буддизма имеет ряд особенностей. Богослужения в буддийских храмах совершаются одним духовенством, без присутствия мирян, причём женщины вообще не допускаются в храм после захода солнца. Миряне, в том числе и женщины, допускаются к участию в массовых религиозных церемониях — мистериях, устраиваемых два-три раза в год (например, мистерия «круговращение Майдари»). Эти большие богослужения — мистерии проводятся вне храмов, на открытых площадках, и участие в них мирян пассивное; они скорее зрители, а не молящиеся. Из этого не следует, что только ламы молятся богам, молятся и миряне — у себя на дому перед домашними алтарями, в степи перед обо (пирамидальными кучами камней, сложенных на пригорках и перевалах в честь духов земли) и поклоняются бурханам и «живым богам» — хубилганам, будучи в монастырях.

Буддийская церковь имеет весьма большое количество служителей культа в лице монахов (лам) различных степеней, обитающих в многочисленных буддийских монастырях. По степени монашеских знаний, определяемых принятием соответствующих обетов, буддийские монахи подразделяются на несколько категорий.

Низшей степенью являются обеты убаши, затем идут обеты банди, далее — гэцула и, наконец, гэлуна. Степень убаши является предварительным посвящением; первой монашеской степенью является степень банди. Однако не представляющее монашеской степени посвящение в убаши важно тем, что с этого момента ламаист получает официального учителя — наставника в лице того ламы, который проводил посвящение.

Посвящению предшествуют вопросы, задаваемые ламой — руководителем обряда посвящаемому. Эти вопросы трафаретны и носят формальный характер, однако интересны по своей определённой политической и социальной направленности и по стремлению придать обряду таинственный, мистический смысл. В числе вопросов есть, например, такие: «Не раб ли вы?», «Не принадлежите ли вы к низшему происхождению?», «Имеете ли вы дозволение на принятие духовного звания от хана?», «Не выбраны ли вы к исполнению какой-либо обязанности ханом или правительством?», «Не принадлежите ли вы к исповедующим еретическое учение?», «Не находитесь ли вы в сношениях с еретиками?», «Не клеветали ли вы на духовенство?» К вопросам мистического характера относятся, например, такие: «Не существо ли вы вездесущее?», «Не принадлежите ли вы к северному тибу (материку) зловещих?», «Не принадлежите ли вы к существам призрачным?», «Не женщина ли вы, подобная мужчине?» Наличие последнего вопроса свидетельствует о том, что в принципе ламаизм считает женщину существом низшим по сравнению с мужчиной.

Буддизм

Социально-экономические условия возникновения и развития буддизма в Индии

Идеологические предпосылки буддизма

Миф о будде

Основные догматы буддизма

Пантеон, обрядность и духовенство буддийской церкви

Основные системы буддизма — хинаяна и махаяна

Распространение буддизма

Особенности ламаистской разновидности буддизма