Исторические условия возникновения даосизма
В истории Китая в период VI–V вв. до н.э. характеризуется резкими изменениями в экономической и социально-политической жизни общества. Широкое распространение железа, начавшееся в Китае с VI в. до н.э., вызвало быстрый рост производительности труда в земледелии и ремесле, ускорило развитие частной собственности и разделение труда между городом и деревней. Увеличение продуктов земледелия и ремесла, а также введение металлической монеты способствовали расширению торговли.
Изменения в экономической жизни общества привели к значительным социальным изменениям. Старая, родовая аристократия постепенно разорялась и уступала свои экономические позиции новой, купеческо-ростовщической и служилой знати. Появлению нового класса помещиков способствовала усилившаяся купля-продажа земли. Свободные общинники разорялись и попадали в рабскую зависимость.
Социально-экономические изменения в жизни общества обострили классовую борьбу. Рабы, сельские общинники и городская беднота выступали против жестокой эксплуатации со стороны старой аристократии и новых богачей. Усилилась борьба и внутри господствующего класса. Новая знать настойчиво добивалась признания своих прав и стремилась к захвату политической власти.
Изменения в социально-экономической жизни и острая классовая борьба нашли своё отражение в идеологической борьбе. В то время в Китае зарождаются три главных идеологических направления, которые отражали интересы трёх социальных групп общества.
- Философское учение даосизм, отражавшее стремление угнетённых масс, особенно разорившихся общинников, мечтавших о возврате к первобытной общине.
- Учение Конфуция, отражавшее интересы старой аристократической знати, многие представители которой разорились и потеряли свои прежние политические и экономические позиции. Эта часть старой родовой аристократии стремилась восстановить свои права и старую политическую систему.
- Школа «законников» (Фа-дзя), выражавшая интересы новой рабовладельческой и купеческо-ростовщической знати. Эта школа требовала введения государственного законодательства, посредством которого можно было бы установить новый порядок в обществе.
Эти ранние идеологические направления сыграли исключительно важную роль в дальнейшем развитии и формировании китайской феодальной культуры.