Гравюры Гюстава Доре

Даоский пантеон

Во главе даоского пантеона стоит троица: заимствованный из официального культа Шанди, превращённый даосами в Юй-хуана (Яшмовый владыка); обожествлённый в 167 г. н.э. Лао-цзы, почитающийся основателем даоской религии, и мифический творец мира Пань Гу. Даосизм, используя огромное богатство народных легенд и поверий, включил в свой пантеон большое число божеств и гениев народного происхождения.

Следующую группу божеств составляют так называемые «бессмертные гении» и отцы даоской церкви, обожествлённые за услуги, оказанные своей религии.

Затем идёт группа божеств, которые почитаются как гонители всякой «нечисти», пользующиеся особым почитанием у суеверных людей. Значительную группу составляют божества, ведающие «детскими делами». В этой группе одних только богинь «нян-нян» (так называемых даоских «матушек») насчитывается девять. Одна из них облегчает роды, вторая излечивает глазные болезни, третья предохраняет детей от оспы и т.д.

Даоский пантеон включает трёх богов счастья, владыку ада Янь Ло-вана, бога домашнего очага, бога супружеского ложа и т.д.

Самой последней и наиболее многочисленной группой являются так называемые «цеховые боги» — покровители различных ремёсел и профессий. У каждой профессии был свой бог-покровитель. даже уголовные преступники и всякие деклассированные элементы имели своих богов-покровителей.

Все эти боги уживались в даоском пантеоне и служили общему делу — помогали господствующему классу держать народ в повиновении, отвлекая угнетённых от борьбы за свои права.

К средним векам даосизм окончательно сложился в религию, представляющую собой смесь шаманства, кодовства, астрологии и демонологии. Даоские священослужители под видом обслуживания «религиозных запросов» народа насаждали невежество и суеверия, используя их как источник дохода.

Даосизм

Исторические условия возникновения даосизма

Философский даосизм

Социально-этическое учение даосизма

Религиозный даосизм

Даоский пантеон

Церковная организация