Гравюры Гюстава Доре

Философский даосизм

Философский даосизм возник на рубеже VI–V вв. до н.э. Его основателем многие учёные считают Лао-цзы, полулегендарного мудреца древнего Китая, однако исторические памятники китайской литературы почти не дают достоверных сведений об этом человеке. основным произведением философского даосизма является книга «Дао-дэ-цзин», или «Книга о дао и дэ». Философское учение, изложенное в этой книге, содержит элементы наивного материализма и стихийной диалектики.

Дао — это первооснова существования мира и источник всего многообразия вещей и явлений в природе, это «мать всех вещей», их «глубочайшее начало», «прежде неба и земли существовавшее», «корень неба и земли». Реальный мир и общественная жизнь людей подчинены естественному пути дао и не зависят от «божественной воли» или каких-либо других сверхестественных сил. «Человек следует земле. Земля следует небу. Небо следует дао, а дао следует естественности». Философский даосизм, таким образом, отрицает божественное происхождение мира и утверждает его материальную природу. Стихийная диалектика «Книги о дао и дэ» выражается в признании постоянного движения и изменения вещей в природе, причём само дао остаётся неизменным. «Все существа и растения при своём рождении нежны и слабы, а при гибели тверды и крепки. Твёрдое и крепкое — это то, что погибает, а нежное и слабое есть то, что начинает жить».

Второй главной категорией философского даосизма является принцип дэ — форма существования дао, его проявление в конкретных вещах и явлениях. Дэ является также проявлением дао в человеке, означающем нравственное совершенствование личности, которое достигается благодаря неуклонному следованию по пути дао. Дэ, таким образом, является и основным этическим началом даосизма.

Философский даосизм наряду с прогрессивными положениями имеет в своём учении много непоследовательного и противоречивого. Рассматривая развитие мира как процесс непрерывного движения с присущими ему противоречиями, философский даосизм, однако, ставит на первый план единство и гармонию явлений, а не борьбу противоположностей, считая, что «покой есть главное в движении». Даосизм утверждает, что человек не в силах изменить естественный порядок вещей, а поэтому должен только пассивно наблюдать естественный ход изменений и стремиться познавать дао через отвлечение от конкретных предметов и явлений.

Даосизм

Исторические условия возникновения даосизма

Философский даосизм

Социально-этическое учение даосизма

Религиозный даосизм

Даоский пантеон

Церковная организация