Гравюры Гюстава Доре

Возникновение веры в загробную жизнь

Предположив существование души, первобытный человек не мог себе представить, где она находится после смерти. Постепенно возникла идея о самостоятельном существовании души после смерти тела. «Не религиозная потребность в утешении,— писал Ф.Энгельс,— приводила всюду к скучному вымыслу о личном бессмертии, а то простое обстоятельство, что, раз признавши существование души, люди, в силу общей ограниченности, никак не могли объяснить себе, куда же девается она после смерти тела».

Существование души после смерти человека представлялось аналогичным земной жизни человека. Душе приписывались обычные человеческие потребности: в пище, одежде и т.д. Этим объясняется бытовавший повсюду обычай надевать на покойника лучшее платье и украшения, оставлять в могиле еду и питьё, разводить огонь. Пережитком его в христианстве являются поминки по умершим, кутья при погребении и т.д. Считалось, что после смерти человека его душа отправляется в загробный мир, который также рисовался по образцу земного мира. Его помещали либо в горах (бушмены), либо на отдалённом острове (семанги полуострова Малакка), либо под землёй (андаманцы). Андаманцы считали, что загробный мир в точности похож на действительный: там есть лес и море, животные и растения; души в этом мире охотятся и ловят рыбу, т.е. живут так же, как люди на земле. Характерно, что первоначально с загробным миром не связывалась идея воздаяния, идея рая и ада. Загробный мир представлялся единым для всех и точно таким, как мир земной, окружающий.

Наряду с верой в загробный мир у многих племён и народов (австралийцев, индейцев Америки и др.) существовало представление о перевоплощении душ. Так, австралийцы считали, что душа человека после его смерти может переселяться в камень, дерево или какой-нибудь предмет, а затем вновь воплотиться в новорожденном ребёнке. У племени аранда местопребыванием душ, ожидающих своего воплощения, считался большой камень, находящийся у Алисских родников. Туземное название его — Эратипа (Камень детских душ). Женщины, желавшие иметь детей, приходили к камню и просили детские души войти в их тело, а те, которые не хотели иметь детей, стремились отпугнуть их души, изображая из себя старух.

Происхождение религии

Определение религии

Теории происхождения религии

Безрелигиозный период в истории человечества

Возникновение религии

Религиозные представления у кроманьонца

Социальные корни первобытной религии

Гносеологические корни первобытной религии

Ранние формы религии

Тотемизм

Анимизм

Возникновение веры в загробную жизнь

Магия

Производственная магия

Вредоносная магия

Лечебная магия

Одушевление природы

Религия и возникновение классового неравенства

Возникновение веры в бога

Возникновение единобожия

Первобытная религия и современные религии

Роль и место религии в жизни первобытного общества