Религия и возникновение классового неравенства
С появлением в первобытном обществе имущественного неравенства религия стала служить интересам племенной знати, окружив почитанием вождей и жрецов, приписав им обладание сверхестественной силой. У полинезийцев, стоявших на стадии разложения первобытнообщинного строя, сама личность вождя считалась священной. С ней был связан ряд запретов: на вождя запрещалось смотреть, приближаться к нему, вступать в разговор. То, к чему прикасался вождь, становилось запретным для остальных и переходило в его собственность. Всю работу за вождя должны были выполнять другие. Он не мог сам даже брать пищу, его кормили приближённые. Система религиозных запретов (табу) являлась у полинезийцев одним из источников обогащения вождей.
Религия помогала родоплеменной знати держать в повиновении рядовых членов общины. Опорой вождям служили тайные религиозные союзы. Они существовали у племён Океании, Африки, Америки. В члены союза принимались взрослые мужчины, прошедшие обряды посвящения. С их помощью вождь, руководивший деятельностью союза, контролировал жизнь общины, вмешиваясь во все её дела. В Меланезии, например, эти организации буквально терроризировали всё население.
Вместе с изменением социальной структуры общества происходят изменения и в положении служителей религиозного культа. И на ранних ступенях развития общества колдуны, жрецы и т.д. играли значительную роль. Однако за свою деятельность они не получали никакого вознаграждения и не имели никаких привилегий. Их положение мало чем отличалось от остальных членов общества: наравне со всеми они учавствовали в производстве и получали равную долю при распределении. Общество на этой ступени развития не имело ещё прибавочного продукта, за счёт которого могло бы существовать привилегированное сословие. С появлением в обществе имущественного неравенства колдуны и жрецы образовали вместе с вождями родоплеменную верхушку, захватившую власть над сородичами.
Так с возникновением социального неравенства, с появлением эксплуатации религия становится в руках правящих группировок, а позднее классов орудием закабаления и угнетения народных масс.