Религиозные представления у кроманьонца
Религиозные представления приобретают более чёткий характер у кроманьонца, жившего в период позднего каменного века, около 40–30 тыс. лет тому назад. Скелеты кроманьонцев впервые были найдены в пещере Кро-Маньон во Франции в 1868 г. Биологическое развитие человека к этому времени в основном завершилось; кроманьонец по своему внешнему виду ничем существенным не отличался от современного человека. Уровень развития его хозяйства и техники был более высок, чем у неандертальца: орудия труда более разнообразны и лучше изготовлены, охотничье оружие более специализированно; такие способы охоты, как загоны, облавы, западни, давали людям известные запасы пищи и возможность жить более или менее оседло. Появляются небольшие посёлки и постоянные жилища — землянки. Широкое применение получил огонь, который служил для обогревания и приготовления пищи.
Для этого периода в истории человечества характерно появление родовой общины, пришедшей на смену первобытному стаду. Членов родовой общины связывало кровное родство и общее хозяйство: они жили в одном посёлке, сообща владели собственностью, совместно добывали средства существования. Родовой строй был основан на принципе коллективизма, всё делалось сообща и распределялось поровну; вне коллектива человек погибал. Определение родства велось вначале по материнской линии, так как в обществе существовал групповой брак и отец во многих случаях был неизвестен. Во главе рода стоял старейшина, избиравшийся на эту должность в силу своих личных достоинств. Он руководил хозяйственной деятельностью группы, следил за соблюдением норм обычного права, улаживал споры и разногласия. наиболее важные дела решались общим собранием взрослых членов рода.
Религию этого периода отличает дальнейшее развитие погребального культа. Одно из захоронений кроманьонца было открыто советскими археологами в 1953 г. в селе Костёнки, около Воронежа; оно представляло собой овальное сооружение из костей мамонта, примыкавшего к жилищу. В центре его был найден скелет пожилого мужчины, поза которого напоминает неандертальские погребения. Известный скульптор и антрополог М.М.Герасимов установил, что покойник был посажен связанным с резко согнутыми и привязанными к животу ногами. Причиной связывания являлся страх кроманьонцев перед умершими сородичами, стремление лишить их возможности выбраться из могилы и повредить живым. Обычай связывания покойника имеет многочисленные этнографические параллели: он существовал у эскимосов, папуасов Новой Гвинеи и у других народов. Здесь налицо элементы религии — вера в сверхестественные свойства умершего.
В эпоху кроманьонца возникло изобразительное искусство, имевшее иногда магическое (колдовское) значение. К настоящему времени в разных местах земного шара открыто свыше 70 древних пещер (Альтамирская пещера в Испании, пещера Трёх братьев во Франции и др.), стены и потолок которых покрыты изображениями различных животных — зубров, кабанов, оленей и др., имевших большое значение для охотничьего хозяйства кроманьонцев. На рисунках эти животные часто изображены ранеными. Очевидно, первобытный человек надеялся с помощью своих рисунков добиться удачной охоты. Это было охотничье колдовство, направленное на обеспечение средств существования. Подобная трактовка подтверждается этнографическими фактами. Так, австралийцы, готовясь к охоте на кенгуру, рисовали на песке изображения этого животного и пронзали его копьями. Сделав это над рисунком, они верили, что так случится и в действительности.