Происхождение ислама
Мутазилиты
Первыми богословами в исламе явились мутазилиты. Это были представители просвещённых кругов в Багдадском халифате в IX в., знакомые с некоторыми произведениями античной философии. Они выступили решительными противниками предопределения. Мутазилиты отвергали догмат предопределения, как несовместимый с их учением о милосердном и справедливом боге, и выступали сторонниками свободной воли, которой обладает каждый человек. Действуя по своей воле, желанию и разумению, считали они, человек, естественно, несёт полную ответственность за все свои действия.
Аббасидский халиф Мамун (813-833 гг.) и его ближайшие преемники на багдадском престоле настойчиво пытались насадить мутазилизм в качестве обязательного, государственного вероучения, применяя принуждение в отношении своих противников. Не желавшие примкнуть к мутазилитам изгонялись из государственных учреждений. Воины, возвратившиеся из византийского плена, должны были признать истинность мутазилитских догматов; иначе их не пускали в пределы халифата. В Багдаде специальные цензоры рыскали по лавкам торговцев рукописями с целью изъятия антимутазилитских сочинений.
Ожесточённая борьба господствующих классов за внедрение мутазилизма объясняется особенностями социально-политического положения в Багдадском халифате. Мутазилизм был отражением интересов феодалов, которые ощущали потребность превратить вероучение ислама в действенное средство государственного управления и подавления народных движений. Признание свободной воли делало каждого человека всецело ответственным за свои действия, и аллах переставал быть единственной причиной этих действий. Господствующему классу очень важно было уверить население в том, что повстанцы борются против халифа и феодалов не вследствие божественного предопределения, а по своей воле. Другой основной пункт учения мутазилизма о сотворении аллахом Корана (в противовес представлению об извечности существования последнего) снижал значение этой книги, с помощью которой оппозиционные круги духовенства иногда пытались ограничить самодержавие халифа.