Происхождение ислама
Мусульманское богословие
В первое столетие существования суннитского ислама среди его приверженцев, которые ещё не выработали богословия, преобладали довольно простые, основанные на Коране представления о боге и о его взаимоотношениях с людьми. Мусульманский бог — аллах представлялся в виде человекоподобного существа, поскольку в Коране говорится, что аллах видит, слышит, имеет лицо, ловко действует рукой (например, аллах схватит грешника за хохол). Фантастический образ бога пребывал в сознании мусульман как грозный и беспощадный, но справедливый повелитель и судья, карающий тех из своих рабов, которые не выказывают предписанных им покорности и терпения.
Со справедливостью аллаха совмещалось представление о предопределении. Мусульмане первых поколений полагали, что все их действия, слова и мысли заранее, задолго до их появления на свет предначертаны или предопределены всемогущим и всезнающим аллахом. На самом деле в Коране, как и в священных писаниях других религий, в одних местах можно найти выражения и суждения, соответствующие учению о предопределении, зато в других местах совершенно определённо говорится о наличии свободной воли у людей. Никакой критике Коран не подвергался. Считалось, что эта книга существовала извечно, находясь под престололм аллаха, никем никогда не была создана.
Такие представления, возникшие в период разложения первобытнообщинных отношений в отсталой Аравии, не отвечали тем требованиям, которые предъявлялись к господствующей идеологии в развивавшемся феодальном обществе. Кроме того, ислам должен был конкурировать с христианством, иудаизмом, зороастризмом и другими религиями, уже имевшими хорошо разработанную систему вероучения. Все эти сложные обстоятельства вызывали развитие и разработку мусульманского богословия.