Гравюры Гюстава Доре

Происхождение ислама

Борьба за установление ислама

Ислам в Мекке имел незначительное количество приверженцев. Это объясняется тем, что господствующая верхушка племени курейш неодобрительно относилась к новой религии. Она опасалась, что распространение ислама в Мекке подорвёт культ местных божеств, который был тесно связан с торговлей. Мекканское свободное население находилось в постоянной экономической зависимости от этой верхушки. Основной же причиной неуспеха ислама в Мекке явилось разочерование местных рабов и неимущих в вероучении, которое обещало им освобождение от гнёта и нужды только после смерти, в сомнительном потустороннем мире. При таком безнадёжном положении группа мекканских мусульман была вынуждена переселиться в Медину. Это переселение (по-арабски — хиджра) произошло в 622 г. (Этот год считается началом мусульманской эры.)

В Медине создалась мусульманская община, являвшаяся надродовой организацией. В ней люди объединялись по признаку принадлежности к одной религии — исламу; порывались прежние кровные и родственные отношения. Согласно мусульманскому преданию, во главе этой общины стоял Мухаммед, «посланник аллаха», претендовавший на сношения с мусульманским богом. Мусульмане считали, что деятельностью их общины руководит аллах, сообщающий своему посланнику распоряжения и предписания в виде откровений. Мухаммед был неограниченным правителем Медины, верховным судьёй и военачальником мусульман.

Внешняя политика мусульманской общины выражалась в вооружённой борьбе против Мекки и в распространении влияния на племена Хиджаза. По преданию, мусульмане уже на второй год после хиджры одержали решительную победу над мекканцами в сражении при Бедре. Причиной этого сражения была попытка мусульман захватить мекканский караван, возвращавшийся из Сирии. Фантазия последующих поколений породила немало чудесных подробностей, связанных с этой победой мусульман. Так, мусульманские историки сообщают, что ангельское воинство оказало помощь соратникам Мухаммеда, тогда как дьявол действовал на стороне курейшитов.

Нападения мусульман на мекканские караваны привели к сокращению внешней торговли этого города. Желая ликвидировать очаг постоянных опасностей и беспокойства, курейшиты предприняли в 625 г. поход на Медину. В то время среди мединских арабов наблюдались разногласия, временно усилилось влияние «лицемеров» (так называли скрытых противников Мухаммеда). Поэтому на поле боя у горы Оход, под Мединой, вышли далеко не все мединцы, способные владеть оружием. Мусульмане потерпели поражение. Мухаммед, как сообщают его биографы, потерял передние зубы, выбитые камнем, посланным в него из пращи. Впоследствии подложные зубы, ровно как и волосы из бороды Мухаммеда стали предметом выгодной торговли, которой занимались различные пройдохи и шарлатаны.

Поражение мусульман при горе Оход не поколебало власти руководителей мединской общины, которые продолжали расширять своё влияние на хиджазские племена. Осада Медины мекканцами и их бедуинскими союзниками, предпринятая на следующий год после их победы при Оходе, была прекращена после того, как бедуины покинули лагерь осаждавших. После этой неудачной осады влияние руководителей мусульманской общины в хиджазских племенах сильно выросло. Многие из этих племён перешли на сторону мусульман, которые сумели использовать недовольство их засильем богатых и властных мекканцев. В 630 г. Мекка была вынуждена сдаться войску под предводительством Мухаммеда, состоявшему из мухаджиров, ансаров и их бедуинских союзников. Но сдача Мекки не была безоговорочной капитуляцией. Как сообщают арабо-мусульманские историки, за несколько лет до сдачи начались тайные переговоры между Мухаммедом и представителями мекканской родовой аристократии, которые с этой целью неоднократно посещали Медину. В результате переговоров был достигнут компромисс: курейшиты приняли ислам и признали Мухаммеда посланником аллаха, но зато Мекка сохранила своё значение религиозного центра, храм Кааба (без идолов, но с «чёрным камнем») стал главным мусульманским святилищем; каждый мусульманин был обязан совершать к нему паломничество — хаджж.

Так возник ислам, который является идеологией, отражающий процесс перехода арабов от первобытнообщинного строя к стадии классового общества. «Ислам, — писал Ф.Энгельс, — это религия, приспособленная для жителей Востока, особенно для арабов, т.е., с одной стороны, для горожан, занимающихся торговлей и промыслами, а с другой — для кочевников-бедуинов».

Ислам

Социально-экономические и идеологические предпосылки ислама

Полулегендарный образ основателя ислама Мухаммеда

Характер раннего ислама

Борьба за установление ислама

Распространение ислама

Сунна

Мусульманское богословие

Мутазилиты

Калам