Происхождение ислама
Сунна
Уже в первое столетие своего существования ислам, воспринятый значительной частью населения стран, завоёванных арабами, начал изменяться, отражая новые социально-экономические условия. Начальный ислам, получивший своё выражение в Коране, не мог отвечать тем требованиям, которые предъявлялись к господствующей религии в обширном феодальном государстве — халифате.
Вследствие этого всё большее значение стала приобретать сунна — мусульманское священное предание, составлявшееся из хадисов. Хадис — это рассказ, содержанием которого служит какое-нибудь действие пророка Мухаммеда или его изречение, сказанное по тому или иному поводу, а то и просто его молчание, связанное с каким-либо обстоятельством. Мухаммед, всегда являвшийся идеальным мусульманином в глазах его последователей, должен был стать образцом подражания для всех мусульман. Поэтому, когда в цивилизованных феодальных странах халифата, в сложных условиях развитых общественных отношений (которые, естественно, не могли быть предусмотрены Кораном) требовалось освятить авторитетом религии какое-либо новое явление, складывался новый нужный хадис.
Сунна отражала прежде всего классовую борьбу в феодальном халифате. Идеологи антагонистических классов сочиняли хадисы, в которых выражались соответствующие социально-экономические и политические интересы. Так накопилось огромное количество хадисов. Некоторые из них противоречили один другому по содержанию и направлению; следовательно, были взаимно исключающими.
Желая выбить сильное идеологическое оружие из рук своих классовых врагов, идеологи мусульманских феодалов произвели нужный им отбор хадисов под видом критики их достоверности. Отбор хадисов производился следующим образом. Каждый хадис состоял из двух частей: иснад (опора), содержавший имена передатчиков хадиса, и матн (текст), т.е. сам хадис, рассказ. Уже с конца VIII в. авторитетные в своей среде знатоки сунны из числа идеологов господствующего класса стали подвергать рассмотрению не содержание хадисов, а их иснады. Если имена передатчиков признавались заслуживающими доверия, то и содержание хадиса объявлялось «здоровым», т.е. подлинным. Только меньшая часть хадисов была признана подлинными и включена в сборники, которые вскоре приобрели значение священных книг. Из шести таких сборников сунны наиболее авторитетным до сих пор признаётся «ас-Сахих», составленный средниазиатским имамом Бухари (умер в 870 г.). При расхождении предписаний Корана и сунны предпочтение оказывается сунне. Поэтому ещё в средние века некоторые мусульмане полагали, что сунна заменяет Коран. Но позднее возобладало мнение, что сунна только дополняет и разъясняет Коран. Коран и сунна послужили основой для разработки мусульманского права — шариата.
Подавляющее большинство мусульман признают Коран и сунну священной литературой, источниками вероучения и руководством для верующих. Такие мусульмане, представляющие основное направление в исламе, известны под названием «сунниты». Своим духовным главой они признавали халифа (до 1924 г., когда в Турции был отменён халифат). Халиф был для них первосвященником, преемником пророка Мухаммеда и наместником аллаха на земле.