Протестантизм
Основные особенности протестантизма
Принципы Реформации состояли прежде всего в принятии Библии как единственного источника божественного откровения и в отрицании необходимости особых посредников между богом и людьми в лице духовенства, католической церкви, римского папы. Духовенство в протестантизме лишено того священства, которое приписывается ему католицизмом и православием. Протестантизм упразднил деление людей на мирян и наделённых особой магической силой священнослужителей. Согласно учению протестантизма, человек спасается одной верой в христово искупление. Только от личной, индивидуальной веры, а не от церкви зависит спасение человека. Принцип спасения одной верой означал также отрицание большинства католических обрядов: упразднение поклонения иконам, святым, мощам, деве Марии. Обмирщение религии выразилось в отрицании безбрачия духовенства, в осуждении бегства от мира и в учении о том, что человек должен искать спасения на путях земной, практической деятельности (в кальвинизме успех в делах рассматривался как признак предызбранности данного человека богом к спасению).
Протестантизм отрицает непогрешимость католической церкви, не считает её единоспасающей, отрицает главенство папы, чистилище, учение «о добрых делах», пост, обязательное посещение церкви, выполнение обрядов, отвергает большинство таинств (пять из семи: миропомазание, брак как таинство, священство, елеосвящение, отпущение грехов) и всю небиблейскую символику католицизма. Протестантизм принимает лишь таинства крещения и причащения, причём в протестантизме причастие хлебом и вином распространено на всех верующих, тогда как в католической церкви вином причащается только духовенство.
Тезис о том, что дело не в слепом выполнении обрядов, а в личной вере, был связан с нарождающимся буржуазным индивидуализмом, когда спасение верующего стало рассматриваться как дело рук самого верующего. Протестантизм создал дешёвую церковь. Это отвечало требованиям буржуазии эпохи первоначального накопления. Протестантизм подготовил подчинение церкви буржуазному государству, хотя в лице первоначального кальвинизма существовала тенденция к созданию теократии.