Протестантизм
Кальвинизм
Теологическая система кальвинизма
Теологическая система Кальвина принята с некоторыми изменениями современными реформаторскими и пресвитерианскими церквями. Кальвинизм рассматривает Библию как единственный источник веры, принимает учение об оправдании одною верой, рассматривает церковные обряды как подсобное средство укрепления религиозной связи, отрицает культ икон, святых, девы Марии, всякую пышность религиозных обрядов, богослужение сводится к чтению Библии, общему пению псалмов и проповеди.
Кальвинизм не считает священство таинством, упраздняет деление верующих на наделённых особой силой священников и мирян. Руководство кальвинистской церкви не назначается, а избирается общинами верующих.
В отличие от лютеранства, кальвинизм отвергает подчинение церкви государству. Сначала кальвинистские церкви имели теократические тенденции (Цюрих, Женева, некоторые колонии в Северной Америке), затем кальвинизм стал довольствоваться отделением церкви от государства и невмешательством государства в церковную жизнь. Институт пресвитеров является отличительной чертой кальвинистской церкви. У католиков высший авторитет принадлежит папе, у англикан — епископам, у кальвинистов — группе лиц (пресвитерии), представляющей ряд местных церквей и состоящей обычно из богатеев, что даёт возможность буржуазии руководить религиозной жизнью.
Наиболее влиятельным документом кальвинизма является «Второе гельветическое исповедание» (1566 г.), составленное крупнейшим богословом кальвинизма Буллингером. Другой важный документ кальвинизма — «Гейдельбергский катехизис» (1563 г.).
Характерной особенностью ортодоксального кальвинизма является учение об абсолютном предопределении. Лютеранское учение о спасении верой, а не делами Кальвин довёл на первый взгляд до абсурда. Он учил, что бог ещё до сотворения мира в своём абсолютном предвидении предопределил одних людей к спасению и вечному блаженству, а других — к погибели в муках ада и что Христос умер только за избранных к спасению. Этот приговор бога абсолютно неизменен и неизбежен. Грешный человек настолько слаб и порочен, что никакие его усилия не способны обеспечить ему право на спасение.
Казалось бы, это фаталистическое учение должно было вызвать среди протестантов волну апатии, на самом же деле именно кальвинисты были особенно ревностны в практике капиталистического накопления. Дело в том, что, согласно кальвинизму, хотя человек не может с достоверностью знать, избран он богом или нет, успех в делах может быть истолкован с некоторой долей вероятности как свидетельство избранности. Будничная деятельность стала рассматриваться как богоугодное дело. Один кальвинистский проповедник говорил: «Для бога должны вы работать, чтобы разбогатеть». В учении о предопределении в фантастической форме отразилось то обстоятельство, что в мире капитализма удача и банкротство зависят от милосердия стихийных, неведомых сил.