Гравюры Гюстава Доре

Протестантизм

Идеология современного протестантизма

Распылённость протестантизма на множество отдельных церквей и сект даёт возможность существования в нём организаций и лиц, придерживающихся различных взглядов. В современном протестантизме можно выделить четыре идеологических направления: модернизм, фундаментализм, неоортодоксию и «христианский коммунизм».

В XIX в. в протестантизме широкое распространение получила модернизация христианства, т.е. такое приспособление религии к науке, при котором совершается отход от ряда догматических положений. Протестантские модернисты допускали историческую критику Библии, идею прогрессивного развития общества и возможность усовершенствования человека. С модернизмом была связана и проповедь «социального евангелия», движения за «христианизацию социальных порядков».

В эпоху империализма с увеличением роли религии в капиталистической надстройке в протестантизме происходят серьёзные изменения. В США возникло весьма реакционное направление, известное под названием фундаментализма. Оно выдвинуло требование безоговорочного признания всех христианских догм, доходило до прямого отрицания науки. Если модернизм заигрывал с эволюционным учением, то фундаменталисты потребовали запрещения его преподавания. В четырёх штатах США были проведены антиэволюционные законы, в 1925 г. в штате Теннесси фундаменталисты организовали нашумевший «обезьяний» процесс. Некоторые социологи находят много общего между фундаментализмом и Ку-клус-кланом. С 1919 г. с организацией Всемирной ассоциации христианских фундаменталистов, фундаментализм стал международным движением.

После первой мировой войны в Швецарии и Германии среди протестантских теологов возникла «теология кризиса», или «диалектическая теология». Это одно из тех направлений в современной буржуазной философии и социологии, которые пытаются объяснить противоречия буржуазного общества как следствие «духовного кризиса человека» — кризиса в области морали, религии, вообще идеологии. «Теология кризиса» признаёт наличие кризиса буржуазного общества и видит свою задачу в объяснении природы этого кризиса с теологических позиций. Для неё характерен воинствующий антигуманизм, попытки свалить всё социальное зло на якобы греховную природу человека. Отсюда её требование признания во всём объёме христианского учения о «первородном грехе», о неизбежно греховной и трагической природе человека. «Теология кризиса» отрицает прогресс, специализируется на борьбе с марксизмом, клевещет на коммунистическое движение. Среди её представителей — Эмиль Брунер, Пауль Тиллих, Рейнгольд Нибур.

Но среди протестантских идеологов есть люди, сочувственно относящиеся к коммунизму, пытающиеся сблизить христианство и марксизм. Их взгляды во многом противоположны «теологии кризиса». Они считают, что всё, что служит прогрессу, находится в согласии с христианством, что построение справедливого общества возможно, что человек способен разрешить свои проблемы. «Марксизм в своих основах не находится в конфликте с христианством», — утверждает представитель этого направления англичанин Стенли Ивенс.

Это направление малочисленно. Большая часть протестантских идеологов в капиталистических странах стоит на позициях антикоммунизма и поддерживает политику империалистических кругов.

Христианство

Реформация и возникновение

Основные особенности

Основатель лютеранства М.Лютер

Организационное оформление лютеранства и его борьба с католицизмом

Особенности лютеранской церкви

Основные принципы вероучения и культа

Современное состояние лютеранства

Анабаптизм

История возникновения англиканской церкви

Основные особенности англиканства

Современное состояние англиканства

Основатель кальвинизма Ж.Кальвин

Теологическая система кальвинизма

Современное состояние кальвинизма

Квакеры

Методизм

«Христианская наука»

Идеология современного протестантизма