Гравюры Гюстава Доре

Протестантизм

Кальвинизм

Основатель кальвинизма Ж.Кальвин

Женевский реформатор («женевский папа») Жан Кальвин (1509-1564 гг.) родился в городе Нуйаоне, провинции Пикардии, на севере Франции, в семье чиновника. Уже в детстве у Кальвина развились такие черты его характера, как мрачная религиозность и суровость. Кальвин получил гуманитарное образование, знал латинский, греческий и древнееврейский языки. В 12-летнем возрасте он занял место капеллана при кафедральном соборе в Нуайоне; в 1523-1528 гг. он изучал теологию в Париже, получил место патера, затем стал изучать юридические науки и получил степень доктора юриспруденции.

Один из учителей Кальвина, лютеранин, заронил семена протестантизма в его сознание. В 1534 г. Кальвин решительно примкнул к протестантизму. Ввиду преследования протестантов во Франции Кальвин навсегда покинул родину и направился в Страсбург, а затем в Базель (1535 г.). В своём первом богогсловском произведении Кальвин нападает не на католическую церковь, а на анабаптистов, и в своих последующих работах он поносит анабаптистов как мятежников и еретиков. В Базеле в 1536 г. первое издание основного произведения Кальвина «Наставление в христианской вере». В дальнейшем Кальвин ещё семь раз переиздавал этот труд, каждый раз увеличивая его размеры. Последнее при жизни Кальвина, восьмое, издание (1559 г.) превышало первое объёмом в пять раз и насчитывало 80 глав вместо 6.

При этом Кальвин всё большее внимание уделял детальной разработке устройства церкви, подчёркивая её определяющую роль в жизни общества. Например, в третьем издании (1543 г.) Кальвин провозгласил, что церкви принадлежит суд над поступками её членов, дополняющий мирской суд, что церковь независима от светской власти и даже может судить её; были досканально определены права и обязанности священников, старейшин (пресвитеров) и диаконов, избираемых народом под руководством церковной власти.

В 1536 г. 27-летний Кальвин перебрался в Женеву, где был избран (согласно цвинглианской реформе) пастором, но его попытки ввести свою систему вначале не увенчались успехом, он даже был изгнан из города. Это было связано с победой на выборах консервативной бюргерской партии. Когда же в 1541 г. снова победила радикальная бюргерская партия, уже введшая в Женеве цвинглианство, то Кальвина снова призвали в город для дальнейшего проведения Реформации. Кальвин ввёл в Женеве крайне суровый режим («мирской аскетизм»), ставший идеалом для буржуазии периода первоначального накопления и усиления эксплуатации народа. Пасторы обходили дома граждан, контролировали частную жизнь, следили за добропорядочностью, деловым и религиозным усердием граждан. За непосещение церкви наказывали самым строгим образом, кощунство против бога каралось смертной казнью.

С целью увеличения числа рабочих дней многочисленные католические праздники были отменены, преследовались всякие проявления жизнерадостности, танцы, игры, запрещалось носить светлые костюмы. Всех инакомыслящих сжигали (Сервет, Жан Грюе, Рауль Монни и др.). Сотни женщин были казнены как «ведьмы».

Христианство

Реформация и возникновение

Основные особенности

Основатель лютеранства М.Лютер

Организационное оформление лютеранства и его борьба с католицизмом

Особенности лютеранской церкви

Основные принципы вероучения и культа

Современное состояние лютеранства

Анабаптизм

История возникновения англиканской церкви

Основные особенности англиканства

Современное состояние англиканства

Основатель кальвинизма Ж.Кальвин

Теологическая система кальвинизма

Современное состояние кальвинизма

Квакеры

Методизм

«Христианская наука»

Идеология современного протестантизма