Гравюры Гюстава Доре

Протестантизм

Квакеры

Секта квакеров возникла во время английской буржуазной революции среди городской бедноты на базе анабаптистской и другиз ересей в результате разочарования в революции, ничего не давшей народу. Её основатель Джордж Фокс (1624-1691 г.) пришёл к выводу, что истина заключается не в священных книгах, а в сердцах людей, её следует искать во «внутреннем свете», озаряющем человека, этот свет свидетельствует о присутствии в верующем Христа. Учение о «внутреннем свете», который ставится выше писания и церкви, является главным пунктом квакеризма.

Термин «квакеры» означает «дрыгуны», название дано в насмешку, ввиду судорожных движений, припадков, которыми первое время сопровождались молитвы квакеров. Квакеры отрицают всякое определённое богослужение и таинства, обряды, духовенство. Собрания квакеров происходят в пустых комнатах; молча, с покрытыми головами сидят они в ожидании озарения из высшим светом, пока какой-нибудь член общины не почувствует себя «преисполненным света» и не начнёт проповедовать. Пение, музыка на молитвенных собраниях квакеров не допускаются. Браки между квакерами совершаются посредством простого обещания верности в присутствии старейшин. Погребение происходит без всяких церемоний. Для квакеров характерно отрицание роскоши; первое время они отрицали театр, танцы, спорт. Квакеры очень высоко ставят внешнюю независимость человека, поэтому они ни перед чем и ни перед кем не снимают головного убора, отрицают титулы, ко всем обращаются на «ты», не становятся на колени.

Квакеры учат, что не следует рассчитывать на перемену лиц у кормила власти, улучшений следует ожидать только от духа. Они отрицают насилие, войну, присягу, проповедуют «непротивление злу насилием», учат о всеобщем братстве людей, широко практикуют благотворительность, религиозную терпимость. Реакционная квакерская мораль, подменяющая социальную революцию моральной эволюцией, бесплотна.

Каждая община собирается раз в месяц для нравственного суда, для помощи советом и для разрешения каких-либо споров между отдельными членами. Высшей инстанцией являются годовые собрания квакеров данной страны, ниже стоят квартальные собрания нескольких конгрегаций.

Первое время квакеры жестоко преследовались. Например, в течение 1656-1658 гг. 9 тыс. квакеров в Англии было заключено в тюрьмы. Закон о веротерпимости 1689 г. положил конец преследованиям квакеров в Англии. В 1682 г. квакер Пенн купил у английского правительства земли на Делаваре в Северной Америке и основал квакерскую колонию Пенсильванию, но только в 1724 г. квакеров перестают преследовать в других колониях Северной Америки. Квакеры выступали за свободу негров, некоторые из них участвовали с оружием в руках в войне Севера против Юга. В 1957 г. насчитывалось 180 тыс. квакеров, из них 120 тыс. — в США, 22 тыс. — в Англии, 20 тыс. — в Восточной Африке. Квакеры выступают за мирное сосуществование.

Христианство

Реформация и возникновение

Основные особенности

Основатель лютеранства М.Лютер

Организационное оформление лютеранства и его борьба с католицизмом

Особенности лютеранской церкви

Основные принципы вероучения и культа

Современное состояние лютеранства

Анабаптизм

История возникновения англиканской церкви

Основные особенности англиканства

Современное состояние англиканства

Основатель кальвинизма Ж.Кальвин

Теологическая система кальвинизма

Современное состояние кальвинизма

Квакеры

Методизм

«Христианская наука»

Идеология современного протестантизма