Протестантизм
Анабаптизм
В начале XVI в. народная Реформация была представлена протестантской сектой анабаптистов, возникшей среди ремесленников города Цвикау. Анабаптисты (перекрещенцы) требовали крещения в зрелом возрасте, так как дети не способны принимать на себя ответственность, налагаемую таинством крещения. Под влиянием Томаса Мюнцера (1490-1525 гг.) эта секта вышла из узкого круга сектантских идей и развернула широкую пропаганду Реформации в её народном понимании, т.е. задачу Реформации она видела не в установлении очередной религиозной догмы, а в провозглашении близкого социально-экономического переворота, который должен быть произведён массой крестьян и городской бедноты.
Крестьянский сын, который благодаря способностям и прилежанию достиг степени доктора богословия, Томас Мюнцер требовал передачи всей власти народу путём народного восстания, установления социального равенства, общности имущества. Он подверг острой критике существующие порядки. «Посмотрите, — говорил Мюнцер, — главной поддержкой ростовщичества, воровства и грабительства являются наши владыки и князья. Они присвоили себе в собственность всё живущее. Рыбы в воде, птицы в воздухе, растения на земле — всё принадлежит им. А потом они распространяют среди бедных заповедь господа и говорят: бог сказал «не укради», но сами не следуют этому. Таким образом, она грабят всех живущих бедных земледельцев и ремесленников. Но когда человек возьмёт самую ничтожную вещь, его вешают за это, а «доктор Враль» (Лютер) приговаривает при этом «аминь»».
С воодушевлением рисовал Мюнцер перед восставшими крестьянами в Саксонско-Тюрингском районе, собравшимися во Франкаузенском лагере, величественную картину «царства божьего на земле». Ф.Энгельс охарактеризовал учение Мюнцера как предвосхищение фантазией далёкого будущего. «Слово божье» Мюнцер истолковывал рационалистически, как голос разума. «Вера (для Мюнцера), — говорил Ф.Энгельс, — является не чем иным, как пробуждением разума в человеке». Ф.Энгельс также указывал, что «религиозная философия Мюнцера приближалась к атеизму».
Мюнцер предпринял героическую попытку объединить все силы восставших на основе революционной тактики — это был кульминационный пункт Великой крестьянской войны в Германии. Разгром восставших во Франкаузенском лагере, казнь Мюнцера 25 мая 1525 г. не положили конец народной Реформации. В 1533 г. в расположенном близ Нидерландов городе Мюнстере власть захватили анабаптисты. В течение 14 месяцев они обороняли свою общину, в которой были сделаны первые шаги к достижению социального равенства. Община была уничтожена, а её руководители после жестоких пыток казнены. Впоследствии анабаптисты перешли к проповеди мирного переворота и непротивления злу насилием.
Последователями анабаптистов в Нидерландах стали меннониты, получившие своё название от основателя секты Менно Симонса (1496-1561 гг.). Меннониты существуют и в наше время. Их насчитывается около 500 тыс., в том числе 70 тыс. — в Голландии, 12,5 тыс. — в Германии, 50 тыс. — в Канаде, 250 тыс. — в США. Они проповедуют непротивление злу насилием, некоторые из них отвергают военную службу и присягу. С самого начала, когда и лютеране, и кальвинисты, и англикане были фанатиками, меннониты выдвигали принцип религиозной терпимости, доказывали, что разноверие не вредит государству и что еретиков можно обращать в свою веру только словом божьим, а не насилием. Меннониты отрицают церковную организацию, каждая община совершенно независима, в ней равны все: и мужчины, и женщины. Отрицается крещение детей.
Анабаптисты преследовались и католиками, и лютеранами, и кальвинистами, и англиканами. Православие также с ненавистью относилось к этой секте.