Гравюры Гюстава Доре

Происхождение христианства

Отношение к рабству

Особое внимание проповедники новой религии обращали на рабов. В христианских общинах рабы чувствовали себя людьми, грехи которых искуплены кровью сына божьего. Они легче добивались здесь такого положения, которого им невозможно было достичь в других общественных кругах. Недаром в легендарных списках первых епископов римской общины встречается много рабских имён (Лин, Анаклит, Климент, Элевтерий — Евсевий, Церковная история, V, 6).

Однако, признавая равенство рабов и свободных перед богом, христианство никогда не выдвигало категорического требования освобождения рабов и отмены рабства. От рабов нарождавшееся христианство требовало одного: смирения. Рабам приказывают повиноваться господам «со страхом и трепетом, в простоте сердца вашего, как Христу» (Послание к эфесянам, VI, 5). Автор этого послания требует от рабов служить господам «не с видимой только услужливостью», но и с усердием. Служба господам полностью приравнивается к служению богу (ср. Послание к колоссянам, III, 22). Тем не менее одно только провозглашение, хотя бы только в религиозном плане, равенство рабов и свободных содействовало распространению христианства среди угнетённых и обездоленных, значительную часть которых составляли рабы.

Отношение к римским властям

В церковной литературе христианство обычно изображается не только поборником свободы для рабов, но и непримиримым врагом погрязшей в злодеяниях и обагрённой кровью христианских мучеников императорской власти. Даже в пресловутом евангельском «Отдавайте кесарево кесарю, а божье богу» (Евангелие от Матфея, XXII, 21) церковники ухитряются видеть не стремление к компромиссу со светскими властями, а напротив, непризнание земных властей. При этом замалчивается, что уже в Послании к римлянам (XIII, 1–5) говорится: «…нет властей не от бога… посему противящийся власти противится божьему установлению. Ибо начальствующие страшны не для добрых дел, для злых… Начальник есть божий слуга… И потому надобно повиноваться не только из страха наказания, но и по совести». Эти и аналогичные им призывы повторяются чуть ли не во всех раннехристианских писаниях, так как среди рядовых христиан очень долго ещё были живы бунтарские настроения, и они связывали надежды на установление царства божьего с гибелью ненавистного римского владычества.

Христианство

Социально-экономические предпосылки христианства

Идеологические предпосылки христианства

Иудейские корни христианства

Основные особенности раннего христианства

Датировка источников по раннему христианству

Светские источники о раннем христианстве

Лукиан о христианах

«Правдивое слово» Цельса

Место возникновения христианства

Состав и организация раннехристианских общин

Разрыв с иудаизмом

Отношение к рабству и к римским властям

Облик Иисуса

Создание новозаветного канона и социальная программа евангелий

Предпосылки возникновения церкви

Начало епископата

Ранние ереси

Римская империя в III в.

Численность христиан в III в.

Римская христианская община

Гонения III в.

Превращение христианства в господствующую религию