Происхождение христианства
Лукиан о христианах
Лукиан Самосатский (около 125 г. — около 195 г.) — один из крупнейших греческих писателей периода империи. Его перу принадлежит около 80 рассказов и диалогов преимущественно сатиритического содержания. Он одинаково скептически относился ко всем религиозным суевериям и высмеивал приверженцев страрых религий ещё больше, чем христиан.
О христианах Лукиан пишет довольно подробно в рассказе «О кончине Перегрина». Герой этого сочинения после бурной и далеко не благовидной юности познакомился с учением христиан, вскоре стал их главой и даже сочинял их священные книги, «обратив в младенцев христианских жрецов и книжников». Когда он был заключён в тюрьму, «С самого утра можно было видеть у тюрьмы каких-то старух, вдов, детей-сирот. Главари же христиан даже ночи проводили с ним в тюрьме». Дальше Лукиан отмечает, что христиане, ожидая награды в царстве небесном, «в равной мере презирают всякое имущество и считают его общим. И вот, когда к ним приходит обманщик, мастер своего дела, умеющий использовать обстоятельства, он скоро делается весьма богатым, издеваясь над простаками».
Очевидно, Лукиан относится с некоторым состраданием к христианам — жертвам пройдох вроде Перегрина. Он подчёркивает их доверчивость ко всякого рода слухам и вымыслам, их солидарность в беде и надежду на скорое воздаяние за праведные поступки. Отмеченные Лукианом черты жизни и быта христианских общин как нельзя более содействовали распространению всякого рода россказней и слухов о чудесах, аналогичных тем, которые мы встречаем на каждом шагу в евангелиях. Кто знает, не были ли их авторами люди типа Перегрина?