Происхождение христианства
Римская христианская община
Как известно, идеологической «базой» претензий Ватикана на господство в христианском мире является утверждение, что именно римские папы суть прямые преемники главного апостола — Петра. Для подтверждения этих притязаний в ХХ в. в Риме были предприняты раскопки под собором Петра и Павла, которые продолжались в течении десятилетия вплоть до 50-х годов ХХ в. Несмотря на поднятую в католической печати шумиху о нахождении даже… мощей апостола Петра, фактически оказалось, что древнейшей находкой в криптах под собором является небольшой христианский алтарь, датируемый примерно 140 г. Обнаружено также несколько христианских погребений конца II в. и III в., из них одно довольно богатое. Эти данные подтверждают принятое в науке положение о том, что переданный Иринеем список римских епископов достоверен лишь с середины II в.
Римские епископы лишь со времени Иринея начали претендовать на особое место в христианстве. Однако их претензии долгое время встречали резкий отпор со стороны других епископов. Когда в 178 г. римский епископ Элевтерий выступил против монтанистов, галльские общины вынудили его пойти на примирение. Тертуллиан издевательски вопрошал римского епископа, не считает ли тот себя «верховным жрецом и не собирается ли он в качестве епископа над епископами давать приказания последним». Только лишь благодаря поддержке императоров римские епископы постепенно добились своей цели. Когда при императоре Аврелиане (270–275 гг.) в Антиохии возник раскол среди христиан, император распорядился передать церковный дом «тем, с которыми италийские и римские епископы имеют переписку об учении веры» (Евсевий, Церковная история, VII, 30). Так выглядела на практике «непримиримость» церкви и империи задолго до Контантина.