Гравюры Гюстава Доре

Происхождение христианства

Начало епископата

В социальном плане процесс зарождения и постепенного укрепления церковного аппарата определялся серьёзными изменениями в составе раннехристианских общин. Первоначально они состояли из одной бедноты. Однако по мере роста численности общин в них всё большую роль начинают играть имущие слои населения. Постепенно христианские общины обзаводятся кое-каким имуществом. Для ведения имущественных дел верующие избирали епископов из числа наиболее состоятельных христиан.

Интересно проследить, как изменялось отношение к епископам. В «Дидахе» (XV, 1) указывается, что епископы — кстати сказать, ещё избираемые, а не рукополагаемые — должны «почитаться наряду с пророками и учителями». Автор этого писания относится к епископам без особого уважения и предостерегает их от греха корыстолюбия. та же нотка постоянно звучит и в пастырских посланиях. Епископам и диаконам предписывается не быть ни корысто-, ни сребролюбивыми (Первое послание к Тимофею, III, 3 и 8; Послание к Титу, I, 7). В качестве основного наставления епископам вменяется «не вступать в словопрения, что нимало не служит к пользе, а к расстройству слушающих» (Второе послание к Тимофею, II, 14; ср. там же, 23, и Первое послание к Тимофею, I, 4; IV, 2; VI, 4). Но уже в посланиях Игнатия требуется не делать ни шагу без ведома епископа (Послание к магнезийцам, 7) и говорится, что люди, которые не повинуются епископу, не достойны быть членами христианской общины (Послание к траллийцам, 3 и 7).

Таким образом, власть в общинах уже во второй половине II в. фактически переходит в руки епископов — представителей интересов богатых христиан. Они ведают уже не только имущественными, но вообще всеми делами общины. Главной их функцией является борьба с ересями.

Вся дальнейшая эволюция христианства сопровождается и в значительной степени обуславливается развитием церковной иерархии. В III в. появляются уже хорепископы (областные епископы), которых впоследствии стали называть архиепископами. Епископов крупных городов называли митрополитами. Все эти архиепископы, митрополиты, епископы, протопресвитеры, диаконы и другие должностные лица составляли мощную централизованную корпорацию клириков, которая всё более решительно выступала против демократических настроений первоначального христианства и открыто стремилась к примирению с языческой императорской властью.

Христианство

Социально-экономические предпосылки христианства

Идеологические предпосылки христианства

Иудейские корни христианства

Основные особенности раннего христианства

Датировка источников по раннему христианству

Светские источники о раннем христианстве

Лукиан о христианах

«Правдивое слово» Цельса

Место возникновения христианства

Состав и организация раннехристианских общин

Разрыв с иудаизмом

Отношение к рабству и к римским властям

Облик Иисуса

Создание новозаветного канона и социальная программа евангелий

Предпосылки возникновения церкви

Начало епископата

Ранние ереси

Римская империя в III в.

Численность христиан в III в.

Римская христианская община

Гонения III в.

Превращение христианства в господствующую религию