Происхождение христианства
Состав и организация раннехристианских общин
Раннехристианские общины состояли преимущественно из рабов, свободной бедноты и вообще трудового люда. По словам Цельса, ещё во второй половине II в. христиане «стремятся распространять своё учение только среди необразованных и неразумных людей, незнакомых с философией. Жертвами их проповедей становятся в основном рабы, женщины и дети» (III, 44–45). О рабынях-христианках упоминает Плиний. В Первом послании к коринфянам (I, 26–28) развивается целая теория, что среди «призванных» было лишь «немного мудрых… сильных и благородных», так как бог специально избрал людей из низов для посрамления богатых и знатных.
В Откровении нет ни слова ни о крещении, ни о причащении, ни об очищении верой, ни о каком-либо ином из основных христианских догматов, так как последних тогда ещё не было и в помине. Не знает автор этого сочинения ни вселенской церкви, ни епископов, ни диаконов, ни вообще какого-либо церковного аппарата. Греческое «экклесия», которому в синодальном переводе соответствует русское «церковь», имело в то время значение «народное собрание» или «община». Руководство ранеехристианскими общинами находилось тогда в руках старейшин — пресвитеров или харизматиков — лиц, «одарённых благодатью».
Характерной чертой внутренней жизни этих общин была, по меткому выражению Ф.Энгельса, настоящая дарвиновская борьба за существование между отдельными группировками. Споры шли о том, каково должно быть отношение к «закону Моисееву», дозволено ли христианам «вкушать идоложертвенное», т.е. есть мясо животных, принесённых в жертву языческим богам и императорам, и т.д. Единственной чертой, объединявшей всех христиан, было тогда ожидание в ближайшем же будущем наступления царства божьего. Автор Откровения несколько раз заявляет от имени Иисуса: «сё гряду скоро», «время близко» и т.д. (I, 1; XXII, 12 и др.). Именно это обещание грядущего покарания грешников и воздаяния праведникам представляло собой наиболее действенное орудие христианской проповеди. Отличительной чертой Откровения в этом плане было сочетание проповеди о конце мира с открытой ненавистью к Римской империи.